Владельца фабрики "Маяк" могут посадить за убийство 17-летней давности

Автор фото: Елена Яковлева
Сергей Петров

В Дагестане завершается трехлетний суд над владельцем петербургской фабрики "Маяк" Сергеем Петровым. Предпринимателя могут посадить на 17 лет за убийство заместителя. Вместе с ним в деле фигурируют бывшие сотрудники Горного университета.

В эти дни в Верховном суде Республики Дагестан в Махачкале завершается судебный процесс по делу петербургского предпринимателя Сергея Петрова, мажоритария и гендиректора швейной фабрики "Маяк". Обвинение просит заключить Сергея Петрова в тюрьму на 17 лет. Одного из последних "красных директоров" обвиняют в заказе убийства заместителя Тахира Казаватова, которое было совершено в далеком 2000 году. Дело это — как запутанный многосерийный боевик. Но обо всем по порядку.
Фабрика "Маяк" в советское время была крупным швейным предприятием города. Она производила детскую одежду на основной площадке на Московском проспекте, 89-91 (там в собственности предприятия 0,7 га и заводские корпуса площадью около 11 тыс. м2), а также на площадках филиалов — в Выборге, Кронштадте и Сланцах. В процессе приватизации в 1990-е годы 33% акций «Маяка» оказались в руках Сергея Петрова, руководившего предприятием с советских времен. Еще 31% — у его молодого заместителя Тахира Казаватова, а остальное — у трудового коллектива.
В феврале 2000 года Тахира Казаватова убили в Махачкале. Как писали СМИ, бизнесмена, которому на тот момент был 41 год, застрелили в салоне собственного автомобиля. Было возбуждено уголовное дело, но первое расследование успехом не увенчалось — установить исполнителей и заказчика не удалось.
Акции «Маяка», которыми владел Тахир Казаватов, по наследству получила его мать. В 2003 году она подарила их своему знакомому, выпускнику Горного университета Шамилю Алиеву. Тот, в свою очередь, подарил их Степану Загоруйко, который тогда занимал пост заведующего общежитием Горного университета. Юридическое сопровождение сделки обеспечивал юрист Станислав Дмитренко (он же был помощником дочери ректора Горного университета Владимира Литвиненко Ольги, которая в то время была депутатом Законодательного собрания Петербурга). А несколько месяцев спустя Степан Загоруйко продал пакет акций Тахира Казаватова за 7 млн рублей основному владельцу фабрики «Маяк» Сергею Петрову, и тот увеличил свою долю в предприятии до 78,8% (к тому моменту за счет выкупа акций у миноритариев он уже обладал пакетом 47,8%).
Люди из ближнего окружения руководства Горного университета рассказали «ДП», что с этой сделки начался конфликт между Ольгой и ее отцом Владимиром Литвиненко, который позже широко освещался в СМИ. В результате дочь ректора покинула Россию, за рубежом она проживает до сих пор.
А за акции "Маяка" после сделки развернулась нешуточная борьба. Сергею Петрову стали поступать угрозы и требования продать бумаги предприятия. Имя шантажистов в многочисленных публичных выступлениях того периода он не называл, но и на сделку не соглашался. Дело кончилось очередной стрельбой — в сентябре 2003 года по машине бизнесмена неизвестный открыл пистолетный огонь. Но Сергей Петров выжил, хотя и был тяжело ранен в голову. Расследование покушения успехом не увенчалось — в декабре 2004 года следствие по этому делу (которое, к слову, классифицировали как хулиганство) было остановлено.
Тем временем дела у предприятия "Маяк" шли все хуже. Два его филиала, в Выборге и Кронштадте, стали нерентабельными и были закрыты (фабричные здания, по словам сотрудников, до сих пор в собственности ЗАО "Маяк", но прибыли не приносят). Работает лишь филиал в Сланцах — там выпускают одежду под маркой Saima. Что касается основной производственной площадки в Петербурге, неподалеку от Московских ворот, то там фабричные здания давно приспособили под офисы и сдают арендаторам.
Как рассказали "ДП" собеседники в "Маяке", Сергей Петров рассматривал различные варианты реновации этой территории. Но воплотить их в жизнь не успел.

Новый круг

В 2012 году по заявлению бизнесмена Рашида Казаватова, брата убитого Тахира Казаватова, расследование преступления 2000 года возобновили. И буквально сразу в Следственное управление СК России по Республике Дагестан обратился житель Махачкалы Шамиль Алибеков, который написал явку с повинной и заявил, что якобы лично принимал заказ на убийство Тахира Казаватова от юриста Станислава Дмитренко, Степана Загоруйко и их сообщника — бизнесмена Александра Лившица (он был убит в июле 2005 года в Петербурге).
Степан Загоруйко и Станислав Дмитренко были осуждены как заказчики этого убийства (но в 2015 году Верховный суд РФ отменил этот приговор и направил дело на новое рассмотрение). Также подозреваемым в заказе этого преступления оказался директор фабрики "Маяк" Сергей Петров. В его квартире и рабочем кабинете прошли обыски, а сам руководитель оказался под подпиской о невыезде. А в январе 2014 года несколько человек в штатском прямо на улице в Петербурге надели на него наручники, усадили в автомобиль без номеров и увезли, как позже выяснилось, в Дагестан. С тех пор Сергей Петров находится под стражей в СИЗО Махачкалы, где ждет результатов расследования и судебного приговора. Многочисленные попытки адвокатов освободить его под подписку успехом не увенчались.
"Задержание бизнесмена могло быть формой давления на него с целью заставить отказаться от акций в "Маяке". Однако красный директор оказался крепким орешком — он упорно стоит на своем и сохраняет контроль над акциями даже за решеткой", — полагает источник "ДП", знакомый с развитием этого дела.
Пока Сергей Петров находится в СИЗО, дела фабрики ведет его дочь Наталья Петрова. Она заявила "ДП", что считает происходящее "откровенным, циничным, жестоким рейдерским захватом". Но от дальнейших комментариев отказалась и не уточнила, кого именно считает "рейдером".
В Горном университете в ответ на запрос "ДП" сообщили, что ни ректор, ни действующие сотрудники вуза не имеют какого-либо отношения к этой истории и никогда не интересовались территориями "Маяка", а также добавили, что Владимир Литвиненко даже не знаком с Сергеем Петровым.
Получить комментарии у реальных участников вышеописанных событий не удалось. Большинство персон, чьи имена фигурируют в этом деле, или уже мертвы, или уехали из Петербурга и пропали, или находятся в заключении.

Привлекательный "Маяк"

Эксперты говорят о высоком коммерческом потенциале территории фабрики "Маяк". По оценке гендиректора Docklands Development Екатерины Запорожченко, стоимость бизнес-центра "Маяк" в нынешнем виде составляет 700 млн рублей, а земли и всех зданий на участке — 1,2 млрд рублей.
"Потенциально на участке можно было бы построить многофункциональный комплекс с офисами и апартаментами площадью 30-35 тыс. м2. Спрос на подобные площади в этой локации большой. Инвестиции составили бы около 2,5 млрд рублей. Но реализовать проект очень трудно из-за большого количества ограничений. Рядом находятся памятники. Кроме того, само здание бизнес-центра — дореволюционное и является выявленным объектом культурного наследия, да еще выходит фасадом на Московский проспект", — рассуждает исполнительный директор ГК "С.Э.Р" Павел Бережной.
Поскольку многочисленные общественные наблюдатели считают, что дело против Сергея Петрова могло быть сфабриковано, к процессу подключился бизнес-омбудсмен Александр Абросимов. "Уверенности в виновности или невиновности Петрова у меня нет, такие выводы может сделать только суд. Но по материалам этого дела очень много вопросов. Следствие велось необъективно, поэтому мы решили поддержать его в защите. К делу с нашей помощью подключен десяток адвокатов, в том числе от общественных организаций. Надеемся, что приговор будет оправдательный. С помощью адвокатов и общественности уже удалось добиться возможности проведения экспертизы по оружию и приобщить к делу материалы по оценке его пакета акций", — рассказал "ДП" омбудсмен Александр Абросимов.
Нынешние судебные слушания по делу Сергея Петрова продлятся еще несколько дней. Затем будет оглашен приговор. Обвинение требует для подсудимого тюремного заключения на срок 17 лет. Сам бизнесмен настаивает на своей невиновности. Если приговор будет обвинительным, адвокаты еще смогут оспорить это решение в Верховном суде РФ в Москве.