Александр Бобков, руководящий строительством "Лахта центра", оказался совладельцем ТД "Беатон"

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Управляющий строительством небоскреба "Лахта центр" Александр Бобков оказался совладельцем компании "Беатон", основного поставщика бетона для будущей штаб–квартиры "Газпрома".

Небоскреб "Лахта центр" вырос уже до уровня 67–го этажа. Общие инвестиции в проект оцениваются в $1,5 млрд, или 90 млрд рублей. Из них 2,5 млрд рублей — затраты на покупку 400 тыс. м3 бетона для его фундамента и каркаса. Львиную долю этих средств получит группа компаний "Беатон", которая является основным поставщиком бетона для небоскреба.
Как выяснил "ДП", одним из акционеров ТД "Беатон", через который ведутся продажи материала, является исполнительный директор АО "МФК "Лахта центр" Александр Бобков. Он стал обладателем 35% компании в 2014 году, когда и началось строительство башни, которая станет штаб–квартирой компании "Газпром".

Придворный поставщик

Как стало известно "ДП", Александр Бобков владеет 35%–ной долей в ТД "Беатон". Эта компания входит в группу "Беатон", которая является основным поставщиком бетона для строительства небоскреба "Лахта центр" в Петербурге — на ее долю, по данным участников рынка, приходится более 60% поставок (остальное — у компании "Луя–Бетомикс").
По данным СПАРК, пакет в ТД "Беатон" Александр Бобков приобрел в марте 2014 года. А первые бетонные работы на небоскребе начались осенью того же года. Собственники головной компании группы "Беатон" — ЗАО "Беатон" — в СПАРК скрыты. Там лишь сообщается, что это граждане России. В "Беатоне" комментариев об участии Александра Бобкова в бизнесе и об условиях покупки акций не предоставили.
В пресс–службе АО "МФК "Лахта центр" на запрос "ДП" отреагировали спокойно: "Эта информация никогда никем не скрывалась. Хотя удивительно, что вы решили писать об этом сейчас". Там уточнили, что в строительстве "Лахта центра" в разное время участвовали до 13 бетонных заводов региона, в числе которых "Метробетон" (см. комментарий), "Луя–Бетомикс" и "Беатон". "Их определял генподрядчик по итогам процедур отбора, а также на основании экспертного заключения компании AECOM, осуществляющей строительный контроль в проекте", — пояснили в ОДЦ "Охта".
Генподрядчиком строительства небоскреба выступает турецкая Renaissance Construction, а финансирует стройку "Газпром нефть", штаб–квартира которой находится в Петербурге. "Газпром нефть" является публичной компанией (ее акции котируются на Лондонской бирже).
"Информация об акционерном участии Александра Бобкова в группе компаний "Беатон" является открытой последние 20 лет.  Более того, Бобков с момента основания группы, а не с момента прихода в "Лахта центр" является ее учредителем. Так что мы принимали его на работу, зная что он акционер "Беатона"", — говорит источник "ДП" в "Газпром нефти".
Многочисленные участники рынка сообщили "ДП", что давно знают о связи Александра Бобкова и "Беатона". "Вероятно, поэтому "Беатон" и стал главным поставщиком. Это очень вкусный контракт, о котором в кризис многие могут только мечтать. Башня потребляет более 6% годового производства бетона в регионе. И там нет перебоев с поставками цемента, поскольку у генподрядчика жесткий контракт на поставки с заводом "Цесла", — говорит один из собеседников "ДП".
"На поставку бетона для небоскреба тендеры, скорее всего, проводили формально. Зачем баловаться, раз есть свои заинтересованные уважаемые люди?" — считает другой участник рынка. "Мы даже и не пытались вписаться в "Лахта центр". Руководители "Беатона" нам сразу сказали: не лезьте", — вспоминает один из производителей бетона.
"Я понимаю неоднозначность схемы поставок, но критически комментировать ее не буду, поскольку сам являюсь партнером "Беатона". Я–то как раз счастлив, что так сложились обстоятельства!" — не скрывает радости еще один собеседник "ДП".

В два раза дороже!

Структуры "Газпрома" строят небоскреб в Лахте с 2012 года и сдадут его в 2018 году. Общая площадь здания составит около 400 тыс. м2, из которых 180 тыс. м2 займет башня высотой 462 м. В ней будет 86 надземных и три подземных этажа. В среднем возводится один этаж в неделю. Уже построены 67 этажей (более 280 м).
Общий объем бетона, который будет использован при строительстве "Лахта центра", составит 400 тыс. м3. Об этом на старте строительства говорил "ДП" Андрей Власенко, генеральный директор турецкой компании Renaissance Construction, которая является генподрядчиком проекта небоскреба.
Исходя из средней цены на бетон в городе (около 3 тыс. рублей за 1 м3), общую стоимость поставок можно оценить в 1,2 млрд рублей. Но участники рынка утверждают, что цены в "Лахта центре" могут отличаться от среднерыночных.
"Бетон для небоскреба поставляют по 5–7 тыс. рублей за куб, то есть в 2–2,5 раза выше рынка. Хотя ничего особенного в этом материале нет. В качестве добавки туда сыплют обычный челябинский шлак, который тоже закупают, вероятно, по завышенным ценам", — полагает генеральный директор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
По его версии, заказчик небоскреба, скорее всего, не совсем контролирует расходы на стройматериалы.
Участники рынка, которые безуспешно пытались стать поставщиками "Лахта центра", также рассказали, что якобы были требования закупать необходимые для производства бетона ингредиенты у конкретных фирм: песок — у ЦБИ "Гепард", цемент — у "Цеслы", щебень — на Сысоевском карьере, который принадлежит "Беатону", добавки в бетон — у Sika.
"Они утверждают, что только так можно получить однородную бетонную смесь. Но мы–то понимаем, что эти требования нерыночные", — делится своим мнением источник "ДП".
Впрочем, противоположная сторона с этим мнением не согласна. Источник, близкий к проекту, заявил: "Информация о завышенной стоимости бетона для "Лахта центра" и ее сравнение со среднерыночной стоимостью бетона некорректно. Аналогичный лахтинскому бетон сейчас применяется в Москве при строительстве комплекса "Москва-сити". Цена на него, естественно, существенно выше, чем у бетона, применяемого в обычном "невысотном" строительстве". По словам собеседника, аналогичный бетон, применяемый при возведении комплекса "Москва-Сити", стоит 4,94 тыс. рублей за кубометр (марка бетона БСТ В 60 П5 F 300 W 20 5х20 SV) и 6,35 тыс. рублей за кубометр (марка БСТ В 80 П5 F 300 W 20 5x20 МБ).
Кроме того, нужно учесть транспортные расходы, которые составляют 350 рублей за куб. "Ожидается увеличение стоимости транспортировки на 150 рублей за куб в ближайшей время", — сообщил источник.

Добавили заводов

Группа "Беатон" более 20 лет занимается производством и поставками стройматериалов, в том числе бетона, для строительства зданий и дорог.
По итогам 2016 года "Беатон" занял 9% бетонного рынка Петербурга и Ленобласти, емкость которого, по оценке "Группы ЛСР", составила 6 млн м3 (около 18 млрд рублей). По размеру рыночной доли "Беатон" уступает только компаниям "ЛСР. Бетон" (16%) и ГК "Монолит" (13%).
Компания поставляет бетон не только для "Лахта центра", но и для других крупных строек города, в частности, для жилого квартала "Северная долина", который возводит "Главстрой–СПб".
До последнего времени у "Беатона" было пять бетонных заводов. Но буквально на днях компания закрыла сделку по покупке еще двух узлов в районе Лахты у компании "Стройком".
Совокупно эти заводы могут производить 210 м3 бетона в час. Сумму сделки участники рынка оценили в 70 млн рублей (с учетом покупки 2 га земли и оборудования).
"Своевременная сделка. Конкурент "Беатона" в "Лахта центре" — компания "Луя–Бетомикс" в ближайшее время остановит производство в Лахте, поскольку расположенный там завод занимает участок, который пойдет под застройку", — рассказал собеседник "ДП". В "Луя–Бетомикс" "ДП" сообщили, что закрытие завода в Лахте проблемой для компании не станет. Но комментировать участие в контрактах АО "МФК "Лахта центр" отказались.
Мы на "Лахта центр" ничего не поставляем. У "Метробетона" были небольшие поставки бетона на эту стройку примерно 2 года назад. Но нам туда не пробиться, там свой поставщик — "Беатон". Главный потребитель нашей продукции — строящийся метрополитен. Конечно, хотелось бы, чтобы спрос на бетон в Петербурге был выше, чтобы подземка строилась более интенсивно. Но финансирование строительства метро в городе сейчас проблематично. Без крупных строек, генерирующих спрос на стройматериалы, ситуация на рынке бетона сложилась довольно напряженная.
Александр Лиепиньш
коммерческий директор компании "Метробетон"
Связь "Беатона" с руководством ОДЦ "Охта" ни для кого не секрет, поэтому у сторонних компаний мало шансов вписаться в поставки бетона на "Лахта центр". Для нас этот проект неинтересен, так как наш завод находится очень далеко от него — на юге города. Для нас главный потребитель бетона — скоростная автотрасса "М11". Но таких крупных объектов, формирующих петербургский бетонный рынок, сейчас больше нет. Поэтому на рынке сложилась крайне тяжелая ситуация: объем производства значительно больше спроса. Как следствие — демпинг поставщиков и низкое качество продукции.
Ян Даровский
генеральный директор компании "МастерСтрой"
На рынке бетона сложилась непростая ситуация. Спрос на бетон упал, так как масштабных строительных проектов, таких как ЗСД, "Лахта центр", в городе мало. Большинство заказчиков экономят, требуют отсрочек по оплате поставок до 3 месяцев. В итоге расплодилось множество фирм–однодневок, поставляющих бетон низкого качества и готовых идти на такие условия. Серьезные производители, которые инвестируют в свое развитие, не могут себе этого позволить. Усугубляет проблему то, что некоторые строители начали сами производить бетон для своих нужд, чтобы контролировать качество.
Виталий Прокуроров
Директор По Развитию Ооо "Объединенная Бетонная Компания"