Рынок планшетов в России падает 12 кварталов подряд

Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Продажи планшетов в России за минувший год упали почти на треть. Гаджеты проиграли битву смартфонам и прочно заняли позицию второго экрана. Крупнейшим вендорам может помочь растущая популярность планшетов-трансформеров, к тому же спросом по-прежнему пользуются дешевые модели малоизвестных брендов.

По итогам 2016 года российский рынок планшетов сократился на 22,9% в сравнении с предшествующим годом — до 4,71 млн штук, а объем рынка в денежном выражении снизился почти на треть — на 27,8%, свидетельствуют данные IDC.
В IV квартале 2016-го продажи упали на 20,1% в штуках, до 1,45 млн устройств, и на 23,7% в деньгах. Таким образом, отмечают в IDC, продажи планшетов в потребительском сегменте сокращаются уже 12 кварталов подряд. По итогам года первую строчку лидеров на российском рынке планшетов занимает Irbis. Далее следуют Samsung, Lenovo, Digma и Prestigio.

Гибридная война

Основной причиной падения спроса на планшеты в IDC называют растущую популярность смартфонов с большой диагональю экрана. Кроме того, планшет — не предмет первой необходимости, и многие пользователи откладывают покупку нового устройства, поскольку ждут обвала цен.
"Многие производители корректируют свои бизнес-стратегии, уменьшая количество разрабатываемых моделей, уделяя все больше внимания моделям среднего и премиального класса, — констатируют в IDC. — Планшеты в традиционном форм-факторе постепенно превращаются в нишевый товар".
Между тем на фоне падения продаж планшетов набирают популярность гибридные устройства, совмещающие в себе функционал ноутбука и планшета за счет съемной клавиатуры. Для этой категории мобильных устройств создается все больше рабочих приложений, отдельных технологий по хранению данных на SSD, передаче звука и видео.
Так, в 2016 году спрос на планшеты-трансформеры в России вырос на 39,6% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом. В IDC уверены, что популярность гибридных устройств будет увеличиваться, особенно в бизнес-среде.
На мировом рынке планшетов спад наблюдается уже 9 кварталов подряд. Так, по итогам года на рынок поступило 174,8 млн планшетов, что на 15,6% меньше, чем в 2015 году. Лидером рынка стала Apple с долей в 24,4%, спад продаж составил 14,2%. Вторую строчку занимает Samsung — 15,2% (спад 20,5%), замыкает тройку Amazon (доля 6,9%), продажи которого за минувший год выросли почти вдвое.

Второй экран

Динамика закупок и отгрузок планшетов, которую фиксируют в IDC, отражает не фактический объем продаж, а поставки гаджетов ретейлерам — в отчете не учитываются закупки конкретных моделей разных лет для сезонных распродаж и акций, напоминают в "Связном". Однако в целом данные IDC отражают затянувшийся спад в этом сегменте электроники.
"Планшеты — это второй экран для клиента, и в условиях снижения доходов пользователь все чаще отказывается от дополнительного устройства, — отмечают в "Связном". — Все больше людей делают выбор в пользу фаблета, который сочетает в себе функции планшета и смартфона, а стоит при этом дешевле, чем два устройства отдельно".
По данным "Связного", в России в 2016 году было реализовано 4,65 млн планшетных компьютеров на сумму 41,6 млрд рублей. Продажи в штуках сократились на 25%, в рублях — на 23%. Средняя цена проданного в России планшета составила 9 тыс. рублей против 8,7 тыс. рублей годом ранее, рост на 3%. Данные "Связного" по российским продажам подтверждают в "Евросети", а в "Билайне" говорят, что продажи в IV квартале упали на 65%. Годовые продажи МТС упали не так сильно, в штуках спад составил только 12%, по оценкам оператора, рынок планшетов продолжит снижение, но его темпы замедлятся.
В "Евросети" уверены: преимущества последних моделей смартфонов делают планшеты бесполезными. "Не первый год на рынке портативной электроники происходит естественная эволюция, в результате которой появится полноценно единое функциональное устройство, которое сможет заменить как телефон, так и ПК", — прогнозирует управляющий Северо-Западным филиалом "Евросети" Денис Голещихин.
Доля устройств-трансформеров внутри сегмента планшетных компьютеров увеличивается, однако она по-прежнему не настолько значительна, чтобы оказывать влияние на динамику продаж в рамках всей категории планшетов, считают в "Связном". В свою очередь, в "Ситилинке" отмечают, что такие устройства поглощают сегмент ультрабюджетных ноутбуков с SDIO-накопителем.
Этот рынок, отмечает дискаунтер, может вырасти в 2017 году из-за продаж новинок от Apple в апреле текущего года (ожидаются три модели), а также после поступления в продажу новинок от Samsung (tab S3, book) и Lenovo (tab4). В "М.видео" добавляют, что все ведущие бренды представили в новых линейках планшеты, а выход новинок так или иначе будет стимулировать спрос к планшетам любых моделей.

Локальные победы

Несмотря на снижение продаж планшетов в целом по рынку, существуют направления, где планшеты незаменимы, и в рамках этих ниш их продажи значительно растут, отмечают в "МегаФоне". По словам руководителя по развитию бизнеса на массовом рынке Северо-Западного филиала "МегаФона" Вадима Меркулова, повышенным спросом пользуются дешевые планшеты для водителей, которые вытесняют привычные навигаторы, и планшет для школьников, который используется как экран для электронных учебников.
"Поиск новых ниш и выведение предложений для них позволил нашей рознице сохранить продажи планшетов в 2016 году на уровне 2015 года. При этом продажи 4G-планшетов выросли почти в 3 раза", — говорит Меркулов.
В "Ситилинке" утверждают, что в их сети динамика продаж стабильно положительная за счет широкого ассортимента моделей два-в-одном (ноутбук плюс планшет) и наличия в сети эксклюзивных моделей от различных B-брендов, то есть брендов второго порядка. Так, рост продаж ретейлера в категории B-брендов составил 17%, а за первые 2 месяца текущего года — 41% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
"Фаблеты не вытеснили планшеты, так как их диагональ не превышает 6 дюймов, — утверждает директор по продажам "Ситилинка" Павел Комаров. — Причем доля моделей с диагональю более 5,5 дюймов — менее 15%. Последний квартал продажи фаблетов не растут, и мы можем говорить, что здесь достигнута максимально возможная доля рынка".