Работающий на РЖД проектировщик "Ленгипротранс" получил прибыль 3,4 млрд рублей

Главный проектировщик объектов РЖД и метрополитена ПАО "Ленгипротранс" в 2016 году в 22 раза увеличил чистую прибыль — она составила 3,4 млрд рублей против 155,3 млн рублей в 2015 году. Объем заказов институт "Ленгипротранс" в 2016 году нарастил почти впятеро по сравнению с 2015 годом — до 506 млн рублей, по данным СПАРК. В будущем институт рассчитывает на транспортные проекты для месторождений "Газпрома" и освоения Арктики.

Институт "Ленгипротранс" традиционно разрабатывает все основные проекты на Северо-Западе, связанные с железной дорогой и метро. По 25% в акционерном капитале ПАО "Ленгипротранс" принадлежит Валерию Маркелову и Алексею Крапивину, 14,5% через ООО "Алакса" контролирует Юрий Ободовский (все трое бизнесменов входят в совет директоров ПАО "Бамстроймеханизация", которое считается структурой РЖД), 12,5% — у Бориса Ушеровича.
Крупнейший заказчик института — ПАО "Российские железные дороги" (РЖД). В прошлом году "Ленгипротранс" получил от него заказов почти на 400 млн рублей, в то время как в провальном 2015-м сумма контрактов недотянула даже до 34 млн, а в 2014-м поручений от этого заказчика, судя по данным СПАРК, не было вовсе.
В кризис финансовые показатели института серьезно просели: выручка сократилась с 4,3 млрд рублей по итогам 2013 года до 1,9 млрд в 2015-м. В 2015 году институт даже сократил свой штат на 7%, до 865 человек, и диверсифицировал портфель заказов. Так, компания взялась за непрофильную для себя работу — проектирование психоневрологического интерната в Павловске за 33 млн рублей.
Уже в 2016 году ситуация начала выравниваться: институт стал энергичнее судиться со своими должниками (выиграл судебных дел на 91 млн рублей), получил несколько крупных контрактов. Один из них — проектирование реконструкции железной дороги на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород для обеспечения подходов к портам Финского залива, в частности к порту Усть-Луга (около 378 млн рублей). Ранее гендиректор института Дмитрий Голубовский пояснял, что задача РЖД — к 2020 году почти утроить загрузку железнодорожного участка Дмитров — Сонково — Мга, через который грузы из Москвы и других регионов России идут в порты Северо-Запада: Усть-Луга, Приморск, Бронка. Институт должен разработать проект, позволяющий осуществить эту задачу.
Железнодорожная ветка в направлении портов загружена почти на 100%. Значит, учитывая планы РЖД по росту грузопотока, нужно увеличить пропускную способность портового направления минимум втрое. Для этого, в частности, будет реконструирована линия Мга — Сонково — Дмитров, куда перейдет часть грузопотока с линии Бабаево — Волховстрой — Мга. В итоге ветки смогут справиться с запланированным объемом грузов и в случае необходимости будут дублировать друг друга.
Железнодорожные пути идут по малонаселенным территориям, а значит, к ним нет подъездных автодорог. Это предстоит предусмотреть проектировщику. Кроме того, здесь нет источников электроснабжения, которые также придется создавать с нуля.
Планы по усилению грузопотока в порты южной части Финского залива и комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород РЖД обнародовали еще в начале 2000-х. Реализация проекта началась в 2003-м. Стоимость его оценивается в 152,3 млрд рублей, уже потрачено свыше 107 млрд рублей. К 2020 году пропускная способность Усть-Лужского железнодорожного узла должна вырасти с 6,3 млн тонн (объемы 2007 года) до 67,8 млн тонн.
Воплощению этих грандиозных планов все время мешают кризисы: сначала из-за экономических проблем 2008-2009 годов проект немного притормозил, потом, в конце 2014-го, обсуждалось сокращение финансирования ремонта и реконструкции магистрали. Однако сроки реализации проекта и объемы финансирования остались прежними — около 3,25 млрд рублей на 2017 год. На ветку Дмитров — Сонково — Мга в этом году выделили 345 млн рублей. Проектирование по этому проекту началось в 2016 году. До конца 2018 года институт "Ленгипротранс" должен сдать проект железнодорожному монополисту. Проектирование разбито на несколько этапов. Строительные работы на участке начнутся уже в 2017 году, по мере готовности первого этапа проекта.

На север

Помимо железнодорожных проектов, "Ленгипротранс" возлагает большие надежды на участие в планах "Газпрома" по освоению месторождений на полуострове Ямал, а также на арктические программы. В частности, для реализации этих планов нужно построить Северный широтный ход — это железнодорожная магистраль протяженностью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Она свяжет западный и восточный районы полуострова, Северную железную дорогу со Свердловской. Сейчас идет проектирование этой магистрали.
Вот только о сроках ее сдачи пока говорить трудно. По первоначальным планам она должна была быть сдана еще в 2015 году. Но, как пояснял в январе 2017 года член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаил Жуков, сроки все время переносились из-за роста сметы. В ценах 2011 года стоимость строительства Северного широтного хода оценивалась в 150 млрд рублей. В 2015 году его оценили в 190 млрд рублей, а в октябре 2016-го — в 230 млрд рублей. И это не предел: время от времени появляются оценки и в гораздо большие суммы.
Сейчас чиновники осторожно говорят, что проект создания Северного широтного хода включен в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года.