Как учащающиеся случаи турбулентности могут лишить права свободно перемещаться

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС

В минувшие выходные пассажиры самолета компании "Аэрофлот", направлявшегося в Бангкок, получили тяжелые травмы из-за попадания в зону так называемой турбулентности ясного неба. Подобные инциденты в ближайшее время из-за климатических изменений будут только учащаться, а самым реалистичным способом защиты от травм во время них пока остаются только пристегнутые на протяжение всего полета ремни безопасности.

В понедельник 1 мая в результате инцидента на борту самолета компании "Аэрофлот", следовавшего из Москвы Бангкок более 20 пассажиров получили травмы различной степени тяжести. СМИ даже писали о переломах позвоночника у нескольких пострадавших, но позже в авиакомпании эту информацию опровергли. Как сообщил "Аэрофлот", за 40 минут до посадки в аэропорту Бангкок самолет попал в зону кратковременной сильной турбулентности, в результате чего несколько пассажиров получили травмы.
"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как турбулентность ясного неба. Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение", — сообщается на сайте авиакомпании.
"Что же это за турбулентность?" — вполне логичный вопрос, который мог возникнуть у любого, кто хотя бы раз испытал на себе это явление, оказавшись на борту самолета. В большинстве случаев при попадании в зону турбулентности пассажиры испытывают лишь небольшой дискомфорт и ощущают так называемую болтанку, в ряде случаев они бы и вовсе ничего не заметили без напоминания бортпроводников о необходимости пристегнуть ремни.
Случаи, когда попадание в зону турбулентности наносило вред пассажирам или воздушному судну, хоть и крайне редки, но все же не единичны. Так, например, в мае 2016 года более 30 пассажиров рейса компании Etihad, следовавшего по маршруту Абу-Даби — Джакарта, получили травмы различной степени тяжести. Некоторые из них были доставлены в госпиталь с переломами. За 45 минут до посадки самолет попал в зону турбулентности, которую члены экипажа описывали как "жесткую и непредвиденную". В августе того же года из-за турбулентности получили травмы 23 пассажира рейса United Airlines, направлявшегося в лондонский аэропорт Хитроу.
В истории гражданской авиации были и случаи, когда пассажиры самолетов, попавших в зону турбулентности, погибали от полученных травм. В 1996 году на рейсе AirFrance, направлявшемся в столицу Буркина-Фасо Уагадугу, из-за попадания в турбулентность пострадали три пассажира, один из них позже скончался из-за травм, полученных при падении на него монитора. Год спустя в самолете компании United Airlines пострадали 23 члена экипажа, а один из пассажиров погиб.

Среди ясного неба

Чаще всего, когда речь шла о серьезных травмах или гибели пассажиров, на месте последних оказывались те, кто по какой-то причине не был пристегнут ремнями безопасности. В случаях когда речь шла о турбулентности ясного неба, о попадании своего самолета в которую сообщил на своем сайте "Аэрофлот", не пристегнутыми могут оказаться большинство пассажиров. Особенность такой турбулентности заключается в том, что она возникает в условиях почти полного отсутствия облачности или при небольшом количестве облаков. Из-за этого ее фактически невозможно обнаружить заранее, так что экипаж, как правило, не успевает предупредить пассажиров о том, чтобы те пристегнули ремни безопасности.
Одной из самых известных трагедий, связанных с ТЯН, по сей день остается крушение Boeing 707 у горы Фудзи в Японии. Тогда из-за аномально сильной турбулентности, возникшей в условиях чистого неба, самолет буквально развалился в воздухе, все 113 пассажиров и 11 членов экипажа погибли. После катастрофы у Фудзи авиакомпаниям были разосланы требования по минимально допустимой удаленности от гор во время полета. В  том же году самолет авиакомпании Braniff International Airways также попал в зону турбулентности ясного неба над штатом Небраска и потерпел катастрофу. А в 1968 году у озера Илиамна на юге Аляски предположительно из-за ТЯН потерпел крушение пассажирский самолет Fairchild F-27.
За десятилетия, прошедшие с момента этих трагедий, значительные изменения претерпели не только правила перелетов, но и конструкции самолетов. Тем не менее в 2001 году Airbus A300 потерпел катастрофу, также попав в зону турбулентности при ясном небе. В этот раз причиной турбулентности стали не природные факторы, а спутный след от другого самолета.

Глобальное потрясение

В 2016 году Бюро метеорологии Великобритании опубликовало доклад о влиянии глобального потепления на случаи возникновения турбулентности ясного неба. В соответствии с документом из-за климатических изменений, вызванных повышением углекислого газа в атмосфере, будет увеличиваться и количество связанных с ТЯН инцидентов. Так, при удвоении содержания углекислого газа в атмосфере, по прогнозам метеорологов, слабая турбулентность ясного неба будет встречаться на 59% чаще, средняя — на 94%, а сильная — на 149%.
Автор исследования профессор Пол Уильямс рассказывал в интервью британскому The Guardian, что снизить количество инцидентов поможет борьба с глобальным потеплением, к которой пока стремятся далеко не все страны, а также создание современных систем обнаружения ТЯН с применением ультрафиолетового излучения. Они сейчас действительно разрабатываются, но, по словам профессора, стоимость таких систем для авиакомпаний на данный момент превысит убытки, которые последние несут из-за инцидентов, сопряженных с турбулентностью.
В качестве более реалистичной меры профессор Пол Уильямс отмечал ремни безопасности, которые стоит не отстегивать на протяжение всего полета. Уже сейчас большинство авиакомпаний рекомендуют пассажирам поступать именно так, даже когда табло, сообщающее о необходимости пристегнуться, не активно. Пока такие пожелания членов экипажа носят рекомендательный характер, но с учетом учащающихся инцидентов, связанных с турбулентностью, могут перекочевать в разряд обязательных требований. В конце концов, сами ремни безопасности первые несколько десятилетий после их изобретения оставались второстепенным атрибутом на рейсах. В 1960-е и 1970-е кресла самолетов хоть и были оборудованы пристяжными ремнями, но пассажиры могли совершенно спокойно передвигаться во время полета, а чуть ранее салоны самолетов и вовсе вместо специальных кресел были оборудованы диванами и обычными стульями.