Через год Смольный станет единоличным владельцем теплосетей

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

В течение 2017-2018 годов город консолидирует акции АО "Теплосеть СПб". Сейчас Петербургу принадлежит 25% акций в этой компании, остальные 75% — у ПАО "ТГК-1". Правда, стороны пока не договорились, как Смольный оплатит приобретение пакета акций.

Как сообщили в пресс-службе комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга (КЭИО), в декабре 2016 года Смольный утвердил план мероприятий по консолидации теплосетевых активов под контролем Петербурга через приобретение акций АО "Теплосеть СПб". Сделать это город намерен до конца 2018 года. КЭИО и комитет по тарифам должны проанализировать варианты этой консолидации. Конечная задача — чтобы сети АО "Теплосеть СПб" (занимает 50% теплосетевого рынка Петербурга) и ГУП "ТЭК СПб" (40% рынка, остальные распределены между ООО "Петербургтеплоэнерго" — 8% и другими компаниями) оказались в собственности Смольного.
"Консолидация позволит обеспечить устойчивое функционирование системы теплоснабжения за счет повышения координации и контроля со стороны города при реализации инвестиционной программы и возможности увеличения объемов реконструкции теплосетей АО "Теплосеть СПб", в том числе за счет средств бюджета. И, кроме того, упростит поиск и привлечение инвесторов в проекты по реконструкции тепловых сетей по схеме государственно-частного взаимодействия", — пояснили в КЭИО.
Каким способом город выкупит у ТГК-1 75% акций "Теплосети СПб", пока не решено.
По словам Дениса Федорова, главы ООО "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ, владеет 51,79% акций ТГК-1), продавец предлагает городу оплатить допэмиссию генерирующими активами ГУП "ТЭК СПб" (котельными). Это предложение город рассматривает не первый год и пока безрезультатно.
Тем временем состояние активов "Теплосети СПб" ухудшается на глазах. Сейчас почти половина теплопроводов, принадлежащих этой компании, изношена. Для сравнения: износ сетей ГУП "ТЭК СПб" составляет всего 18%.

Торг платежом красен

Совладельцы "Теплосети СПб" обвиняют друг друга в недостаточно рачительном отношении к этому активу. ГЭХ утверждает, что Смольный предусматривает в тепловом тарифе для ТГК-1 недостаточные средства для ремонта и реконструкции трубопроводов. По его словам, в 2017 году в тариф включено лишь 2,4 млрд рублей на инвестпрограмму "Теплосети СПб". При этом ТГК-1 потратит на эти цели больше данной суммы — 3,1 млрд рублей, вложив в сети собственные средства.
Смольный же парирует: "Город неоднократно предлагал собственникам "Теплосети СПб" осуществлять совместное инвестирование средств в теплосетевое хозяйство предприятия соответственно долям собственности в уставном акционерном капитале. Но эти предложения не были приняты".
В целом утвержденная инвестпрограмма "Теплосети СПб" на 2017 год составляет 3,05 млрд рублей, на 375 млн рублей меньше, чем в 2016-м. То есть доля города в программе — 0,65 млрд рублей, или 21,3%.
Объем инвестпрограммы "Теплосети СПб" ни разу не достиг 6 млрд рублей в год, как было обещано в момент создания компании. В 2012 году инвестпрограмма составила 3,5 млрд рублей, в 2013-м — 2,7 млрд, в 2014-м — 1,9 млрд, в 2015-м — 3,68 млрд рублей. В результате износ трубопроводов растет, а вместе с ним эксплуатационные расходы.

Обратный выкуп

Первоначально, когда компания "Теплосеть СПб" создавалась в 2010 году, ТГК-1 собиралась в ближайшие годы выкупить ее всю. Но из-за ограничения роста тарифов на тепло (федеральный регулятор ввел предел 6% в год, в то время как ТГК-1 рассчитывала на 15-17% роста) компания стала убыточной. При формировании уставного капитала в ее состав вошли крайне изношенные теплосети, которые требовали реконструкции, и в ограниченном тарифе оказалось невозможным предусмотреть необходимые средства на приведение сетей в порядок.
В итоге уже в 2013 году город и ТГК-1 начали переговоры о выкупе городом акций "Теплосети СПб".
В 2015 году они достигли договоренности: владелец согласился продать сети за 6 млрд рублей в рассрочку на 20 лет. Но сделку заблокировало АО "Фортум", владеющее 29,45% в ТГК-1. С тех пор стороны рассматривали разные варианты выкупа, но не смогли прийти к соглашению.