Владельцы Масложирового комбината хотят сделать из него технопарк

Автор фото: Валентин Беликов
Генеральный директор и владелец ОАО «Масложировой комбинат» Григорий Забровский.

Владельцы Масложирового комбината, который остановился 3 года назад, хотят сделать из него технопарк, чтобы сохранить производственную площадку.

Владельцы промпредприятий не хотят терять неиспользуемые площадки, которые подлежат изъятию в соответствии с новым федеральным законом. Многие задумались о создании технопарков. Например, технопарк собирается устроить владелец ОАО "Масложировой комбинат" (МЖК) Григорий Забровский: бывший флагман советского пищепрома, расположенный в зоне Бадаевских складов, уже 3 года не выпускает никакой продукции.

Вкладываться нет смысла

МЖК занимает около 3 га в районе Московских ворот. В производственный комплекс входит десяток зданий в Масляном пер. и на Обводном канале. По данным годового отчета за 2016 год, из 76,1 млн рублей выручки МЖК 77% приносит сдача помещений в аренду. Производством комбинат не занимается, но сдает площади производителям хлебобулочных изделий — "Фили–Бейкер", "Пекарь", "Каравай — В. Х.".
На аренде много заработать не удается: на территории Бадаевских складов сдается много других помещений. К тому же МЖК рискует потерять свою недвижимость: принятые в 2016 году изменения в законодательство позволили органам местного самоуправления изымать у промпредприятий землю, используемую не по назначению. В итоге МЖК решил часть зданий демонтировать и устроить на территории комбината технопарк, говорится в отчетности компании. Детальными планами МЖК не делится.
Гендиректор Colliers International СПб Андрей Косарев предполагает, что владелец ограничится минимальными вложениями в ремонт помещений и продолжит сдавать их в аренду под склады и офисы. "Этот район близок к центру города, поэтому рано или поздно промышленную территорию отдадут под комплексное преобразование. Поэтому вкладывать значительные средства в реконструкцию нет смысла", — считает Андрей Косарев.

Закат лидера

До начала 1990–х годов МЖК был одним из главных ленинградских производителей маргарина и майонеза. Потом директор Григорий Забровский акционировал комбинат и стал его владельцем. До середины 2000–х МЖК развивался как промпредприятие. В 2005 году почти всю его выручку (97%, 427,5 млн рублей) формировала продажа собственной продукции. Чистая прибыль в 2005 году составляла 10,1 млн рублей. В 2006–м выручка упала до 287,5 млн, а убыток превысил 2 млн. МЖК наращивал убытки, сокращая производство. В 2007 году (более ранних данных нет) он выпустил 8 тыс. т продукции, а в 2012–м — лишь 1 тыс. т. Предприятие не выдержало конкуренции с импортерами масла, кетчупа и майонеза, а также с мировыми гигантами отрасли, построившими предприятия в России, поясняли тогда в МЖК.
В 2012 году завод "Хлебный дом", закупавший у МЖК 94% хлебопекарных жиров (490 т в год), отказался от услуг комбината. Потом вышел новый ГОСТ, по которому львиную долю майонеза МЖК пришлось классифицировать как майонезные соусы. Новое название отпугнуло покупателей, и МЖК на 40% снизил производство этой продукции. Это окончательно подкосило МЖК, и в мае 2014–го он прекратил производство и занялся операциями с недвижимостью.

Инициатива снизу

В похожей ситуации оказались многие советские предприятия. Так, выпуск продукции ПАО "Звезда" сократился в 10 раз по сравнению с советскими временами, говорит председатель совета директоров "Звезды" Павел Плавник. Для снижения издержек на содержание помещений "Звезда" перевела отопление с мазута на газ, сократила занимаемые заводом территории. "Можно было продать землю или развивать девелоперские проекты. Но мы решили сохранить помещения, создав индустриальный технопарк. Надеемся когда–нибудь нарастить производство. Тогда цеха потребуются вновь", — говорит Павел Плавник. Предприятие берет кредиты на приведение в порядок инфраструктуры, ремонт цехов. "Мы работаем под ключ: находим арендатора и создаем для него производственные площади", — поясняет Павел Плавник.
Не хочет терять недвижимость на наб. реки Карповки и совладелец "Ленполиграфмаша" Кирилл Соловейчик. Производства здесь нет, помещения сдаются в аренду. В 2016 году Соловейчик добился перевода сюда с "Невской мануфактуры" технопарка "Санкт–Петербург" и Фармацевтического центра кластерного развития.
Смольный готовит программу создания технопарков на базе не занимающихся производством предприятий, говорит глава комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин. А пока промышленники организуют технопарки по своей инициативе.