Заграница нам поможет. Лев Лурье о том, что хорошего могут сделать эмигранты

Автор фото: Авдуевский Сергей/Фотохроника ТАСС

 

На прошлой неделе закончился очередной конгресс оппозиции в Вильнюсе. Там известные эмигранты во главе с Михаилом Ходорковским и их единомышленники из России обсуждали текущую ситуацию на родине. Решали, что эмигранты могут поделать, чтобы будущее их родной страны было не евразийским, а европейским и переход к нему — максимально мирным. Благое дело. Кажется, однако, что роль политической эмиграции и в нынешней, и в грядущей России как никогда мала.
Главным вкладом русского зарубежья в жизнь родной страны всегда была возможность свободно пользоваться информацией, заниматься деятельностью, невозможной по цензурным и политическим причинам в России: писать "Былое и думы", "Темные аллеи", "Мы", "Машеньку", "Загадку смерти Сталина", "Письма римскому другу", печатать "Путешествие из Петербурга в Москву", "Архипелаг ГУЛАГ", "Остров Крым", "Доживет ли СССР до 1984 года". И посредством путешествующих иностранцев, чемоданов с двойным дном, студентов–стажеров с Запада, Би–би–си, "Голоса Америки" и "Свободы" доносить это до далекой, охраняемой жандармами или окутанной колючей проволокой страны.
Между тем пока не видно никакой важной информации, книги, теории, недоступной русскому человеку на родине, обладающему Интернетом. Не было за последние годы случая, когда бы российские СМИ пропускали или вовсе не комментировали любую будоражащую сознание новость. Интересно порой смотреть материалы "Медузы", "Свободы", некоторых блогеров–эмигрантов: Пионтковского, Мальгина, Запольского, но "Эхо", "Дождь", "Новая газета", "Фонтанка" дают в целом примерно такую же картину, пожалуй, даже богаче.
Что касается общей картины русской жизни, то у многих эмигрантов она постепенно становится неадекватной. Два года назад умнейший Владимир Яковлев, основатель "Ъ", пророчествовал: "Я уверен, что России в самое ближайшее время — недели, месяцы — предстоит один из двух сценариев. Либо — смена власти с совершенно непредсказуемыми и опасными последствиями. Либо — тяжелейший социальный кризис с уличной преступностью, нехваткой самого необходимого и реальной опасностью для жизни и здоровья граждан. Поэтому безо всяких шуток: если есть возможность, УЕЗЖАЙТЕ И, ГЛАВНОЕ, УВОЗИТЕ ДЕТЕЙ".
Съешьте свою шляпу, Владимир Егорович.
В социальных сетях множество бывших соотечественников выражают бесконечное презрение к "Рашке". Сравнивая ее обыкновения ради с чудесным миром Запада, они упрекают оставшихся в трусости, неспособности к протесту.
Милые, что же вы сами–то не самосжигались, не сидели вместе с Ильдаром Дадиным? Не нравится, уехали, считаете родную страну проклятой, безнадежной — помогайте новой: собирайте мусор раздельно, благотворительствуйте, создавайте новые рабочие места.
Уехали, устроились, забыли — любой специалист по разводам подтвердит эту оптимальную линию поведения.
Не очень нужны стране и эмигрантские "пикейные жилеты", гадающие на кофейной гуще, когда уже Путин сбежит в КНДР. Обсуждающие с пеной у рта детали будущей люстрации. Рассуждающие о битве "кремлевских башен". Все это благополучно и безнаказанно делают и здешние мудрецы. На Западе нам в России важны не аналитики, а информация об источниках и размерах доходов наших функционеров, о том, что говорят и о чем проговариваются близкие к Кремлю лица под солнцем Лазурного Берега, в лондонских ресторанах.
"Всемирные русские", желающие добра нашей стране (не государству, именно стране), могли бы создавать за границей новые высшие учебные заведения для соотечественников (как первая эмиграция — университет в Праге), множить число семинаров и научных институций, занимающихся Россией. На Западе денег и ресурсов больше.
Наличие сильного русского комьюнити на Западе потенциально очень полезно. И как, не дай бог, запасная база — из которой в случае чего, как во времена "Свободы" и тамиздата, мы будем черпать информацию, и как убежище, если станет совсем худо.
Пока у нас, к счастью, большой нужды в эмигрантах нет.