Проект коттеджного поселка в Баболовском парке преодолел сопротивление КГИОП

КГИОП после 4,5 года борьбы исполнил решение суда, принятое в декабре 2012 года, и выдал шведской компании Steelmar Scandinavia, связанной с петербургским миллиардером Андреем Клямко, задание на разработку проектной документации на строительство коттеджного поселка в Баболовском парке.

Как стало известно "ДП", в пятницу, 16 июня 2017 года, судебный пристав-исполнитель отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по СПб Марина Федяшина завершила исполнительное производство по решению Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти от 25 декабря 2012 года по иску шведской компании Steelmar Scandinivia AB к комитету по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Петербурга. По этому решению, которое было подтверждено в апелляции, кассации и в Верховном суде, КГИОП был обязан в десятидневный срок выдать застройщику задание "на разработку проектной документации на приспособление части территории объекта культурного наследия федерального значения "Баболовский парк" для современного использования посредством размещения на земельном участке... 71 индивидуального жилого дома с сопутствующей инфраструктурой".

Лучшая защита — градозащитный скандал

Как подтвердили "ДП" в петербургском управлении Федеральной службы судебных приставов, производство было завершено фактическим исполнением: не прошло и 5 лет после вступления решения суда в силу, как КГИОП выдал-таки шведскому застройщику упомянутое задание. Таким образом, давно со скандалом похороненный чиновниками проект коттеджной застройки 22,7 га в Баболовском парке обрел новую жизнь: ведь задание КГИОП — это первый разрешительный документ в процедуре согласования работ на территории объекта культурного наследия.
В КГИОП подтвердили: "Во исполнение решения Арбитражного суда СПб и Ленобласти от 25.12.2012 КГИОП подготовлено задание на разработку проектной документации на выполнение работ по приспособлению для современного использования земельного участка, расположенного в границах объекта культурного наследия федерального значения "Баболовский парк", посредством размещения на нем 71 индивидуального жилого дома с сопутствующей инфраструктурой от 09.06.2017, которое представлено взыскателю — АО "Стеелмар Скандинавия" — 09.06.2017 и согласовано им 13.06.2017".
Основные бои вокруг этого проекта отгремели в 2012-2013 годах: после того как шведы, обратившиеся в Смольный за согласованиями, получили жесткий отказ и успешно обжаловали его в Арбитражном суде, против них началась мощная пиар-кампания с привлечением депутатов Госдумы, следственных органов и прокуратуры. Депутат Оксана Дмитриева тогда требовала проверить законность приобретения шведами участка, входящего в границы парка-памятника. И прокуроры выяснили, что в 2005 году "некие неустановленные лица" изготовили передаточное распоряжение, подписанное заместителем председателя КУГИ Олегом Ляпустиным, по которому участок 22,734 га, ранее принадлежавший обанкротившемуся кооперативу "Цветы", был передан в Фонд имущества для продажи. С торгов его за 1,3 млн рублей купило ООО "Базис". После этого участок несколько раз менял владельцев, пройдя через руки владельцев водочного холдинга "Веда", промышленной группы "Союз", — и, наконец, в декабре 2005 года был продан шведам.
Правда, судя по данным шведской базы данных Alibolag, Steelmar Scandinavia тоже не лишена русских корней: одним из руководителей компании числится некий Дмитрий Медведев, правда, не Анатольевич — премьер-министр РФ, — а лишь Борисович, топ-менеджер "Еврометалл-групп" миллиардера-самбиста Андрея Клямко. Владеет шведской компанией и вовсе виргинский офшор Giselmo enterprises limited.
Однако ни прокурорские проверки, ни многочисленные пикеты градозащитников не повлияли на решение арбитражного суда: он признал отказ КГИОП в выдаче застройщику задания на проектирование поселка незаконным. Также и прокуратура пришла к выводу об отсутствии в упомянутых событиях состава мошенничества.
КГИОП обжаловал решение суда в апелляции и кассации — безрезультатно. Верховный суд отказался рассматривать вторую кассацию. А тем временем судебные приставы еще в 2013 году возбудили исполнительное производство и потребовали от КГИОП выдать шведам задание на проектирование поселка.

Тактика затягивания

Исчерпав возможности обжалования решения в суде, комитет избрал тактику волокиты. Он выдал застройщику "задание" на "проведение работ по сохранению объекта культурного наследия" и счел свои обязательства по решению суда исполненными. Однако шведы не согласились, и пристав с их подачи отказалась прекращать исполнительное производство. Чиновники в 2014 году обжаловали отказ пристава в арбитраже, но проиграли в трех инстанциях: судьи согласились, что это совсем не то задание, которое КГИОП обязали выдать по суду. После этого в 2015 году пристав оштрафовал КГИОП на 40 тыс. рублей за неисполнение решения суда. Тогда, в 2016 году, комитет подготовил еще одно "задание", но и оно не устроило шведов: в нем не был предусмотрен "характер современного использования" в виде коттеджной застройки, а также были не предусмотренные решением суда обременения в виде обязательства провести "реставрацию исторической планировки и объемно-пространственной композиции участка Баболовского парка, в том числе Торфяного поля и Школьно-садового заведения, реставрацию валов по границам заведения и реставрацию мелиоративной сети в соответствии с историческими материалами и в увязке с окружающей территорией парка".
Приставы и шведы не признали и это "задание", после чего комитет повторно был оштрафован на 40 тыс. рублей. Также пристав взыскал со Смольного исполнительский сбор 50 тыс. рублей и предупредил руководство комитета об уголовной ответственности за неисполнение решения суда. А в 2017 году уже сам Арбитражный суд по ходатайству шведов дополнительно оштрафовал КГИОП на 100 тыс. рублей.
КГИОП обжаловал все отказы пристава в судебном порядке, но везде терпел поражение. В итоге в июне 2017 года чиновники выдали девелоперам задание в строгом соответствии с решением суда.
Связаться со Steelmar Scandinavia AB "ДП" пока не удалось: в качестве адреса компании в судебных актах фигурирует квартира в доме по Большому проспекту В.О., 101.
"Можно поздравить шведских инвесторов с тем, что они добились-таки хоть чего-то внятного от нашего КГИОП, — комментирует результат этой пятилетней борьбы Алексей Редозубов, который в свое время "обломал зубы" на аналогично приобретенном участке в Таврическом саду. — То, что они, не давая взяток, а только чувствуя свою правоту, годами методично добивались правды в суде, — этим можно только восхититься. У меня в свое время на это сил не хватило". По словам бизнесмена, задание КГИОП — это очень весомый документ для инвестора, потому что в нем четко формулируются требования к нему от КГИОП. И в случае претензий от городских властей в дальнейшем инвестор сможет в суде ссылаться на этот документ.