Любо недорого. Продавцы дешевой одежды и обуви растут до 30% в год, отбирая долю у других сегментов

Автор фото: Карапетян Рафаэль
Автор фото: Карапетян Рафаэль

На фоне снижения покупательной способности населения продавцы дешевой одежды и обуви демонстрируют 30%–ный рост продаж, вытесняя из торговых галерей магазины среднего ценового сегмента. И такая картина наблюдается во всех отраслях потребрынка.

Российские продавцы одежды подвели итоги 2016 года. Многие игроки сегмента экономкласса продемонстрировали рост выручки на 15–30%. А вот ретейлеры, работающие в среднем ценовом сегменте, потеряли значительную долю рынка. Приток клиентов среднего класса ощутили практически все компании потребительского рынка, работающие в экономичном сегменте.

Растут на экономии

В 2016 году продавцы дешевой одежды увеличили общую долю рынка почти на 15%, до 65%, отвоевав ее у сетей среднего ценового сегмента. При этом объем рынка одежды так и не вернулся к докризисным значениям, отмечают эксперты.
Один из лидеров российского розничного рынка одежды в низком ценовом сегменте — сеть oodji (ООО "Август") в 2016 году увеличила выручку на 27%, до 10,5 млрд рублей. Кстати, с прошлого года коллекции бренда стали продаваться для покупателей Германии, Англии, Франции, Италии и Испании через европейские площадки Amazon. Сеть Concept Club (ООО "Концепт Груп") увеличила выручку на 15,4%, до 10,8 млрд рублей, ретейлер "Твое" (ООО "Твое") — на 25%, до 10,5 млрд рублей, Sela (ООО "Села Ритейл") — на 20%, до 5,5 млрд рублей.
Один из лидеров экономсегмента в России — сеть Modis (ООО "Одежда 3000") сократила выручку с 11 млрд до 9,4 млрд рублей, однако вместо чистого убытка в 2015 году (2,5 млрд рублей) показала чистую прибыль в 2016 году — 1,1 млрд рублей. Sela увеличила чистую прибыль с 19,7 млн до 49,5 млн рублей, "Твое" — с 694 тыс. до 639 млн рублей.
Крупнейшая сеть магазинов обуви Zenden, работающая в экономсегменте, также увеличила выручку в 2016 году, прирост составил 47,9%, до 17,69 млрд рублей, по данным компании.
"Действительно, многие потребители предпочли дорогим покупкам более доступные, какая–то часть наверняка перетекла из одного сегмента в другой, но массовым это явление назвать нельзя", — подчеркивают в Zenden.
Бренды Melon Fashion Group представлены в разных ценовых сегментах, и ретейлер отмечает увеличение интереса покупателей в направлении экономпредложений. "Замечая эту тенденцию, мы пересмотрели ценовую политику и изменили ассортиментную матрицу", — поясняют в компании.

Платье или кошелек

Объем fashion–рынка (одежда, обувь, аксессуары), по оценкам Fashion Consulting Group, в 2016 году вырос всего на 1%, до 2,3 трлн рублей. Но с учетом инфляции все равно показал падение.
Из–за кризиса рубля и падения доходов покупателей рынок одежды и аксессуаров пострадал сильнее, чем другие сегменты розничной торговли. Ведь одежда и обувь — товары, на которых потребители начинают экономить в первую очередь.
Прошлый год оказался сложным для каждого второго fashion–ретейлера: 51% представленных на отечественном одежном рынке сетевых игроков были вынуждены сокращать свою розницу, следует из данных "РБК. Исследования рынков".
"Покупатели не только сокращают количество покупок, донашивая уже имеющиеся в гардеробе вещи, но и переключаются на более экономичные варианты, например переходя на дешевые бренды или целенаправленно ожидая начала сезона скидок", — говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс. Она тоже подчеркивает, что в этой ситуации сети экономкласса чувствуют себя значительно лучше, чем ретейлеры среднего ценового сегмента.
"Продажи одежды в среднем ценовом диапазоне падают сильнее, поскольку потребитель со средним уровнем достатка, как правило, уже имеет хороший гардероб и не нуждается в непрерывном его пополнении", — полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.
В абсолютных показателях с 2014 года рынок потребления одежды значительно сократился. И если по результатам кризиса 2008 года рынок вернулся к своим прежним показателям в течение 2 лет, то на текущий момент, за 3 года с начала новой волны кризиса, рынок так и не подошел к своей докризисной планке.
Так, в 2015 году в рублевом эквиваленте рынок откатился к показателям, сопоставимым c 2011 годом, а в 2016 году — с 2012–м.

Между двух огней

Снижение оборота компаний, работающих в среднем ценовом сегменте, характерно не только для fashion–ретейла. Практически весь потребительский рынок ощутил на себе эту тенденцию. Чего нельзя сказать о премиальном сегменте. Как считают эксперты, потребители самых дорогих товаров и услуг даже в кризис тратят не многим меньше, за счет чего торговцы дорогими автомобилями, ювелирными украшениями, парфюмом и одеждой сохраняют приемлемый уровень продаж.
На автомобильном рынке, например, как и в fashion–ретейле, сильнее прочих просел средний сегмент, тогда как продажи премиальных и дешевых автомобилей растут или падают значительно медленнее, чем рынок в целом. Так, в I квартале 2017 года продажи автомобилей Maserati в России увеличились в 10 раз по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В июне автомобилями премиальных марок обзавелись на 3,8% россиян больше, нежели в 2016–м. Увеличивается и доля рынка дешевых автомобилей. Так, за первые 6 месяцев 2017 года автомобилей Lada в России реализовано на 12,8% больше, чем в первой половине 2016 года.
Как ранее отмечали в торговой сети "Адамас", в ювелирном премиум–сегменте отток клиентов не наблюдается даже в кризис: ни предложение, ни спрос не сокращаются. Чего не скажешь о потребителях среднего ценового сегмента, которые стали тщательнее выбирать ювелирные украшения. Зато растут продажи в недорогой сети "585. Золотой", компания активно продает франшизу и с начала года открыла еще 115 партнерских торговых точек.
В ресторанном бизнесе похожая ситуация. Премиальные заведения сохранили своих гостей. Так, в Ginza Project ранее отмечали, что с началом кризиса компания не почувствовала падения спроса в ресторанах класса люкс: "Более дорогие рестораны холдинга сохранили своих гостей, которые могут себе позволить средний чек 5 тыс. рублей", — говорят в компании. Зато рестораны среднего класса закрываются один за другим, а на их место приходят недорогие оригинальные форматы фастфуда и стритфуда. К концу 2016 года доля таких заведений достигла 40% на российском ресторанном рынке против 35% годом ранее, подсчитали в Restcon.
"Сокращение продаж именно среднего сегмента связано с тем, что потребители, которые привыкли покупать товары и услуги в заведениях такого класса, первыми попали под удар кризиса. Увольнения, сокращение количества вакансий, снижение зарплат — все это коснулось сотрудников среднего звена, и их доходы резко сократились. Кроме того, средний класс имеет большую закредитованность, чем пользователи премиальных секторов, и с падением уровня доходов вынужден оптимизировать и тщательно планировать свои траты", — резюмирует Алексей Коренев из ГК "ФИНАМ".
Наша сеть работает в демократичном сегменте. В этом году мы наблюдаем значительный рост продаж изделий из серебра, сейчас почти половина всех продаж в штуках приходится на эти украшения. Что касается основной марки "585. Золотой", то мы продолжаем открывать новые точки. В этом году открыли 115 своих и партнерских магазинов. У нас даже небольшая очередь из франчайзи, в основном действующих. Мы активно стали предоставлять товарный кредит, и по экономике работа с франчайзи нам даже интереснее, чем открытие собственных магазинов.
Алексей Феликсов
Совладелец Сети "585. Золотой"
Мы работаем в ценовом сегменте "средний" и "средний плюс". Каждый сезон мы проводим опросы наших клиентов, анализируем их поведение и покупки в CRM–системе. И мы выяснили, что покупательницы салонов "Эконика" не готовы жертвовать качеством, даже несмотря на рост цены. Скорее они просто купят меньше обуви. То есть придут к нам и купят не три пары, а одну. В пик кризиса мы наблюдали как раз переход клиентов в наш сегмент из магазинов класса премиум и люкс. Клиенты этих сегментов ценят качество, но в кризис оказались готовы экономить на брендах.
Ирина Зуева
директор по маркетингу сети магазинов обуви и аксессуаров "Эконика"
В период падения реальных доходов населения операторы низкого ценового сегмента чувствуют себя лучше, чем продавцы более дорогих товаров и услуг. Подобная тенденция наблюдалась как в 2008–2010 годах, так и начиная с 2014 года. Сейчас операторы одежды и обуви среднего ценового сегмента заявляют единичные открытия и ограничиваются тем, что открывают два–пять магазинов в год. Сети, работающие в низком ценовом сегменте, расширяются более агрессивно.
Юлия Чернышева
Руководитель Направления Аренды Торговых Центров Компании Jll в Петербурге