Пивовары в России нашли способ нарастить выручку

Автор фото: Сергей Коньков

В прошлом году выручка крупнейших пивоваренных компаний страны росла, несмотря на давний кризис в отрасли и законодательные ужесточения торговли и производства пива. Перспективы игроки видят в безалкогольном направлении.

В 2016 году крупнейшие игроки пивоваренного рынка России, входящие в международные концерны, увеличили выручку на 4,5-9% в рублях, следует из данных их бухгалтерской отчетности. Четверка крупнейших игроков демонстрирует рост выручки последние 3 года.
Лидер рынка ООО "Пивоваренная компания "Балтика" (входит в Carlsberg) нарастило выручку в прошлом году по сравнению с предыдущим на 4,5%, до 90,5 млрд рублей, чистую прибыль – на 18,9%, до 14,3 млрд рублей.
АО "Сан ИнБев" (Anheuser-Busch InBev) увеличило выручку на 5,9%, до 41,6 млрд рублей. Компания с 2012 года демонстрирует чистый убыток, при этом с 2014 года производитель пива начал сокращать убыток. В 2016 году он составил 1,8 млрд рублей против 9,7 млрд рублей в 2015 году.
АО "Пивоварня Москва-Эфес" (Anadolu Efes) показало наибольший рост выручки среди четверки игроков – 9,8%, до 38,5 млрд рублей. На фоне чистого убытка 1,3 млрд рублей в 2015 году компания показала чистую прибыль в 2016 году в размере 1,9 млрд рублей.
ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" (HEINEKEN) увеличило выручку на 5,2%, до 36,8 млрд рублей, и так же, как "Пивоварня Москва-Эфес", вместо чистого убытка (1,2 млрд рублей в 2015 году) показало чистую прибыль в размере 1,9 млрд рублей.
При этом в целом объем рынка пива сокращается на протяжении уже десятилетия. В Heineken говорят, что с 2008 года рынок пива в России сократился более чем на 35%, однако негативная динамика замедлилась. По данным участников рынка пива, в 2014 году падение рынка составило около 7% по сравнению с 2013 годом, в 2015 году по отношению к 2014 году – около 10%, а в 2016-м по отношению к 2015-му – 1-2%. В I квартале 2017 года падение продолжилось и составило 4%. По внутренним оценкам компании "Балтика", в 2016 году рынок пива составил около 6,85 млрд л. Euromonitor дает схожую оценку: общий объем рынка пива сократился в 2016 году на 2,8%, до 7,7 млрд л. По итогам этого года в "Балтике" ожидают сокращения рынка на 5% из-за внедрения ограничений ПЭТ-упаковки с этого года.
Кроме того, как писал "ДП" ранее, четверка транснациональных пивоваренных компаний стремительно теряет свои позиции. По итогам 2016 года она заняла 72,2% рынка России против 85% в 2010 году.  Доля же региональных независимых заводов, мелких и средних крафтовых пивоварен, наоборот, растет: c 2010 года она увеличилась с 15 до 27,8%, подсчитало агентство Nielsen. Ожесточенная борьба развернулась в сегменте разливного пива.
Динамика объема российского рынка пива
Источник: данные Euromonitor International

Нащупали точки роста

Продажи Heineken росли в основном за счет международных премиальных марок, в том числе так называемого доступного премиального сегмента, говорят в компании. Также сказались усиление позиций компании в ретейле и ценовая политика.
В "Балтике" говорят о росте объема первичных отгрузок компании по итогам 2016 года на 1% по отношению к предыдущему году, а причиной положительного результата называют низкую сравнительную базу, благоприятные погодные условия в III квартале и рост доли рынка во второй половине 2016 года. Хорошо росли продажи некоторых пивных брендов (на 1,3-1,8 п. п.), безалкогольного пива и энергетиков (на 0,1 п. п.). Помимо прочего, компания стабильно развивает экспортное направление деятельности, напоминают в "Балтике", стабильный рост показывает сегмент безалкогольного пива. Со ссылкой на данные ретейл-аудита Nielsen Россия "Балтика" говорит о росте сегмента в I квартале 2017 года на 0,2 п. п. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Свою долю в этом сегменте "Балтика" оценивает в 60%, называя себя безоговорочным лидером.
Однако лавры самого продаваемого безалкогольного пива в России влекут и компанию Heineken. Именно такую задачу ставит перед пивом Heineken 0.0 компания на ближайшие годы, также активно работая в сегменте безалкогольных напитков.
Безалкогольное пиво – пусть и небольшой сегмент, но единственный растущий, судя по данным Euromonitor. Остальные сегменты рынка пива в прошлом году сокращались с разной глубиной. В 2016 году продажи безалкогольного пива составили 182,1 млн л против 164 млн л годом ранее.
Структура рынка пива в России в 2016 году в натуральном выражении
Источник: данные Euromonitor