Максим Шубарев: Нам некогда рассуждать о кризисе — работать нужно

Автор фото: Беликов Валентин
Максим Шубарев, совладелец Setl Group

От чего зависит спрос на квартиры в новостройках, как изменения в законодательстве влияют на девелоперов и каких показателей достигнет петербургский строительный рынок к концу 2017 года, рассказал в интервью "Деловому Петербургу" председатель совета директоров Setl Group Максим Шубарев.

Произошли ли на строительном рынке Петербурга заметные изменения в первом полугодии 2017 г.? Что можно назвать основными трендами этого года?

— Глобальных изменений мы не заметили. Если говорить о рынке, спросе, то ситуация стабильна. Для строительной отрасли это сейчас самое важное. Наши аналитики из "Петербургской недвижимости" подвели итоги II квартала: спрос на 5% превысил показатели первых 3 месяцев этого года и почти совпал с итогами II квартала 2016 года. Если сравнивать этот и предыдущий год по первым полугодиям, то есть небольшое снижение спроса — в пределах 10%. Но это результат прошлогоднего ажиотажа и рекордов продаж. Сейчас показатели вернулись к норме.

А как вы оцениваете недавно принятые в третьем чтении поправки к 214–му закону?

— Для строительного сообщества они стали потрясением. Если ранее у нас была последовательная реформа законодательства о долевом строительстве, то сейчас логическая нить, на мой взгляд, потеряна. Ряд поправок, касающихся требований к застройщикам, выглядит как бессмысленное закручивание гаек. Создаются не столько барьеры для фирм-однодневок, сколько трудности для работы всей строительной отрасли. А времена сейчас и так непростые. Если крупные компании имеют достаточный запас прочности для устойчивости в таких условиях, то мелким игрокам будет совсем невесело. Да и никому весело не будет. Остается надеяться, что до вступления в силу новой редакции к ней будут разработаны и применены разумные поправки.

Как вы оцениваете результаты первого полугодия для вашей компании?

— Второй квартал мы завершили ростом продаж жилой и коммерческой недвижимости на 23% (в денежном выражении) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Продажи квартир выросли на 19%, коммерческих помещений — в 2,3 раза. С начала года мы вывели в продажу несколько новых объектов, среди них есть очень интересные — например, "Петровский. Квартал на воде" на Петровском острове или Victory Plaza в Московском районе, рядом с Парком Победы.
Был и один непростой старт — это малоэтажный жилой комплекс "Планетоград", где нам пришлось работать на фоне конфликта, сложившегося не по нашей вине и в какой–то момент искусственно раздувавшегося. Однако сейчас проект успешно развивается, могу сказать, интерес покупателей к нему устойчив и растет.
До конца года есть план вывести на рынок еще один крупный интересный проект в Выборгском районе. Всего до конца года выведем на рынок около 500 тыс. м2. Прогнозный объем ввода жилья по итогам этого года — около 1 млн м2 общей площади.

Пришлось ли вам как–то корректировать работу компании? На что сейчас приходится больше обращать внимание?

— Главное, на что сейчас стоит обращать внимание, — ужесточение условий работы и растущая цена ошибок. Любой неудачный проект, появляющийся на рынке, заметно отражается на картине спроса той или иной компании. Чтобы этого не допустить, мы корректируем что–то буквально каждый день. Стараемся держать руку на пульсе, и это пульс нашего города и его жителей, наших покупателей. Стремимся к идеальной формуле: быстрые темпы, высокое качество, доступная для покупателя цена.

Ряд компаний показали снижение продаж, а вы в плюсе. От чего сейчас, по–вашему, в основном зависит спрос? Какие факторы оказываются решающими для покупателя?

— Базовые требования покупателя остаются неизменными: локация, цена, репутация застройщика. Причем репутация все чаще превалирует. Покупатель стал требовательным, придирчивым. Это очень хороший тренд. Ну и при прочих равных ключевым критерием выбора становится качество, продуманность проекта, наличие дополнительных опций, способных сделать жизнь в этом доме комфортной. Это множество различных мелочей, которые выходят за рамки квартиры и из которых складывается удобство повседневной жизни. Благоустроенные дворы, магазины, спортивные площадки и велодорожки, элементы ландшафтного дизайна и даже арт–объекты.
Учитывая, что мы одна из первых в России компаний, взявшаяся за крупные проекты квартальной застройки, вопросам комплексного благоустройства уделяем большое внимание уже много лет. Разработали даже специальные стандарты оснащения жилых комплексов элементами инфраструктуры и благоустройства. Всегда стараемся думать о том, что нужно людям. Есть много положительных примеров, воплощенных в жизнь. Вот из недавнего: в двух наших жилых комплексах организованы большие пешеходные зоны с фонтанами, заработавшими эти летом. В ответ мы получили массу положительных отзывов от новоселов. Думаю, в ближайшие годы для покупателя это и будет решающим фактором — понимание, что застройщик позаботился о соблюдении его интересов и обеспечил его комфортом во всем.

Происходят ли изменения в расстановке сил на рынке? Можно ли нам ожидать новых печальных историй с затянутыми стройками и разорившимися компаниями?

— Всегда искренне хочется надеяться, что никаких громких банкротств у нас не произойдет. И в последние годы все для этого делается, в том числе на законодательном уровне. Отчасти поэтому условия работы становятся все более жесткими — в части законодательных норм, конкуренции, избирательности покупателя. Не стоит также забывать, что земельный ресурс в городе практически исчерпан. Застройка окраин тоже не может быть бесконечной в том виде, в котором она происходит сейчас.

Каковы же тогда дальнейшие перспективы развития города?

— Остается много сложных, неоднозначных зон, например, неиспользуемые территорий промышленных предприятий. При этом локации очень интересные. Вывод таких предприятий из центральных районов видится естественным и необходимым вектором градостроительного развития. Но здесь мы сталкиваемся с целым рядом невероятно сложных вопросов: как имущественно–правовых, так и вопросов изменения функционального назначения участка. А также таких важных и глобальных, как сохранение памятников, рекультивация земель. В нашем портфеле уже есть несколько таких проектов. Все они, я считаю, удачные. Внешний облик этих частей города стал куда привлекательнее после редевелопмента. Они обрели новое лицо. Однако каждый раз, входя в такой проект, мы встречаемся с задачами, можно сказать, эксклюзивной сложности. Каждый раз это ручное управление и невозможность применения шаблонных решений.

Вы строите как масс–маркет в активно застраиваемых локациях, так и элитные дома, комплексы бизнес–класса в центральных районах. В каких сегментах ситуация более стабильна?

— В нашем портфеле соотношение проектов масс–маркета, бизнес– и премиум–класса составляет соответственно 85, 10 и 5%. Это совпадает с общей картиной на рынке. По всем нашим проектам, вне зависимости от класса, ситуация стабильна. Однако если брать общую ситуацию на рынке, то где–то она может быть и менее устойчивой. Но это скорее относится не к какому–то конкретному классу, а, как уже говорилось, к отдельным проектам, которые в силу концептуальных промашек попали в высококонкурентную среду, обладая не самыми удачными потребительскими характеристиками.

Появляются ли сейчас новые проекты?

— Проекты, безусловно, появляются. Замедления темпов я не вижу. Но и ускорения не происходит. С начала года строители вывели на рынок чуть больше 2 млн м2 жилья — это примерно столько же, сколько во второй половине 2016 года. Это говорит о том, что спрос и предложение в целом уравновешены.
Временами слышу мнения о грядущем затоваривании рынка. Согласиться не могу. Механизм управления строительными проектами у профессиональных компаний гибкий. Мы, как и другие застройщики, регулируем темпы вывода новых очередей в зависимости от конъюнктуры рынка. Во всяком случае, так делают компании с отлаженной системой управления строительными и маркетинговыми процессами. А именно такие компании обеспечивают сегодня значительную часть предложения на рынке.

Сейчас часто говорят, что строители не могут дальше удерживать цены на прежнем уровне — из–за роста цен на стройматериалы, например. Каков ваш прогноз относительно цен?

— До конца года вряд ли цена сильно изменится.

Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию: находится ли строительная отрасль до сих пор в кризисе или уже выходит из него?

— Выход из кризиса происходит и будет происходить постепенно, одновременно с общей стабилизацией экономической ситуации в стране. Но, что важно, именно строительная отрасль Петербурга и Ленинградской области показала позитивный пример адаптации в условиях кризиса. За последние 2,5 года мы пережили два ажиотажных скачка спроса, но при этом избежали ценовых качелей и сохранили равновесие. Сегодня условия для покупки жилья благоприятны: предложение есть, оно разнообразно, ипотечные ставки снизились. При этом люди как нуждались, так и продолжают нуждаться в новом, качественном и комфортном жилье. Ошибка думать, что эта потребность может куда–то исчезнуть. Поэтому отрасли, можно сказать, не до рассуждений о кризисе — работать нужно.

Что бы вы хотели пожелать строителям накануне их профессионального праздника?

— Стабильности, процветания, а главное — любви к своему прекрасному, нужному и незаменимому делу!
Биография
Максим" Шубарев
Трудовую деятельность начал в 1985 г. в НПО "Ленинец". В 1994 г. вместе с Яном Изаком основал строительную компанию "Петербургская недвижимость". В 2007 г. компания была преобразована в холдинг Setl Group, председателем совета директоров которого Максим Шубарев является и сейчас. В 2008-2015 гг. — президент СРО НП "Объединение строителей Санкт–Петербурга".
Справка
Холдинг" Setl Group
Основан в 1994 г. как строительная компания "Петербургская недвижимость". Ключевое направление — девелопмент. Входящая в холдинг компания Setl City ведет строительство жилья, коммерческих и социальных объектов в Петербурге, Ленобласти, Калининграде и его спутниках. Лидер строительной отрасли России по вводу жилья в 2016 г. (по данным НОЗА).