Зачем "Яндекс" и Сбербанк нужны друг другу

"Яндекс" сообщил о создании совместного предприятия (СП) со Сбербанком. Базой выступает "Яндекс.Маркет", к которому прикрутят возможности финансовой компании. Что это даст обеим сторонам, разбирался dp.ru.

"Яндекс" подписал соглашение со Сбербанком о намерениях создать СП на базе "Яндекс.Маркета". Стороны объединяют технологии в области электронной коммерции. Сбербанк вкладывает в "Яндекс.Маркет" 30 млрд рублей, все предприятие на момент сделки оценивается в 60 млрд рублей. Стороны намереваются иметь равные доли в новой компании, при этом до 10% акций пойдут на формирование опционного фонда для работников "Яндекс.Маркета". IT-компания и банк планируют закрыть сделку до конца 2017 года.
Гендиректор "Яндекс.Маркета" Максим Гришанов объяснил, что, благодаря Сбербанку, на площадке может появиться сервис покупки в кредит, кроме того, денежные вливания помогут улучшить логистику, упростят работу с зарубежными партнерами, а также пойдут на развитие программы "Заказ на Маркете". Как раз в этой программе и есть суть обновляемого "Яндекс.Маркета", из которого делают российский аналог Amazon или AliExpress. Но в процессе преображения сервис, похоже, забуксовал.

Чужие как свои

В прошлом году "Яндекс" объявил об изменении принципа работы своей площадки "Яндекс.Маркет". Она изначально была агрегатором товаром и услуг, то есть функцию несла рекламно-информационную — своего рода онлайн-каталог товаров. И партнеры "Яндекс.Маркета" платили, условно говоря, за переходы пользователей с этой рыночной площадки в свой магазин. Но время шло, интернет-экономика сильно развилась, и "Яндекс" захотел продавать сам. Он объявил, что продажи теперь будут совершаться на самой площадке "Яндекс.Маркета", то есть это будет лицом продавца для покупателя и такое продающее лицо берет уже не плату за переходы, а процент от сделки. И, например, старейший онлайн-ретейлер Рунета OZON.RU сразу отказался сотрудничать с "Яндекс.Маркетом", потому что не для того они деньги в маркетинг инвестировали, чтобы от бренда отказаться. Однако для небольших магазинов предложенное "Яндекс.Маркетом" сотрудничество может быть удобно. Тем более что айтишники одновременно начали продвигать свой сервис доставки, чтобы стать привлекательнее для региональных партнеров. Кстати, в тот момент от "Яндекс.Маркета" ждали, что он начнет продавать собственные товары, так же как это делает Amazon: поскольку у площадки есть статистика о востребованности определенных продуктов, то у нее в руках все козыри. Казалось бы.

Синергия и спасение

Этот шаг по изменению формата сопровождался некоторым ухудшением показателей "Яндекс.Маркета" — падением темпов роста. На это обращают внимание отраслевые эксперты. Возможно, тут сыграли роль и процессы, связанные с изменением системы расчетов с партнерами, и острая конкурентная борьба: на "будущий AliExpress" давит настоящий AliExpress, а также набравший популярность сервис Avito. Темпы роста "Яндекс.Маркета" от I квартала 2016-го ко II кварталу 2017-го менялись так (все показатели — к аналогичному периоду прошлого года): 55% — 46% — 45% — 20% — 24% — 9%.
Если сейчас посмотреть на страницы "Яндекс.Маркета", то там можно увидеть товары, которые можно купить как на самой площадке, так и после перехода к продавцам. То есть "Яндекс" завис между двумя форматами. Видно, процесс изменения отношений с партнерами протекает не очень-то легко. И вот тут "Яндекс" может рассчитывать на Сбербанк. Например, некоторые магазины не согласятся работать по новой схеме без предоплаты — а вот и кредитное плечо. В свою очередь, Сбербанк может продать "Яндекс.Маркету" многие свои услуги, так что его интерес в СП очевиден. Тем более что сумма вложений в СП в масштабах финансового гиганта не грандиозная.
"Что для "Яндекса" — это эффект синергии и спасение бизнеса "Яндекс.Денег", — говорят аналитики агентства "Рустелеком". — Дело в том, что "Яндекс.Деньги" давно уже работают в формате эквайринга, и только. Деньги там как в кошельке пользователи не держат".
А ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что стороны ждут друг от друга невозможного — того, чтобы именно партнер превратил "Яндекс.Маркет" в "русский Amazon", а для этого нужны не столько деньги, сколько компетенции в области строительства интернет-магазинов.
"Раза три за последний год "Яндекс.Маркет" менял условия игры. Очевидно, их колбасит, — комментирует ситуацию Эльдар Муртазин. — И в данном партнерстве стороны надеются друг на друга. Но нет команды, которая могла бы провести необходимые изменения". (Известно, что команда остается прежней.)
Оборот "Яндекс.Маркета" в 2016 году составил около 100 млрд рублей. У площадки, по собственным данным, 20 млн посетителей в месяц, на ней присутствуют около 20 тыс. магазинов.