Наш генерал: что получит Россия от новых беспорядков в США

В России с удовольствием наблюдают за расистскими столкновениями в США, но есть риск, что вместо зрелища Майдана или хотя бы раскола мы получим только очередной виток санкций.

Случающиеся время от времени в США беспорядки всегда вызывают в России живой отклик и дискуссию. Например, если где-нибудь белые полицейские убивают чернокожего подростка или когда в Нью-Йорке молодежь захватывает Уолл-стрит. Впечатление оказывается таким мощным, что даже Владимира Путина постоянно вдохновляет на рассуждения о преимуществах российской полиции перед американской.
На этот раз обсуждают беспорядки в маленьком городке Шарлоттсвилль, штат Вирджиния. Если коротко, то белые националисты защищают там статую генерала Роберта Ли, которую местные власти решили убрать из парка (который незадолго до этого еще и лишили имени генерала, переименовав в парк Освобождения от рабства) а антифашисты и активисты негритянских движений им противостоят. Потому что генерал во времена гражданской войны в США воевал за конфедератов. То есть за сторонников рабства. В беспорядках один человек погиб, около двух десятков получили ранения.

Он же памятник

Президент США Дональд Трамп, комментируя происходящее, заявил о недопустимости насилия со всех сторон. И получил волну критики со стороны демократической общественности за то, что не подчеркнул недопустимость именно белого расизма. Ведь когда Трамп говорит, что осуждает "слепой фанатизм", это можно по-разному понять. Может быть, он как раз осуждает фанатиков, которые против памятника.
Отечественный зритель в этой ситуации, конечно, увидит что-то знакомое. Мы тоже пока иногда путаемся, кто из исторических деятелей герой, а кто палач. Это про Украину все точно знают, кто там есть кто, а со своими все сложнее: взять хоть Маннергейма, хоть Дзержинского, хоть Колчака, можно список со Сталина начать, а можно и с Ивана Грозного. Сейчас вот, например, с Николаем II пытаемся разобраться — спал он с балеринами или нет и что это должно означать. Да в любой стране есть такие сложные для однозначных выводов исторические фигуры.
Можно представить, что власти Пятигорска решили убрать с видного места памятник генералу Ермолову; защищать монумент съехались бы казаки и  сочувствующие, а с ними приехали бы биться обитатели северо-кавказских республик. Которые, между прочим, сейчас проходят по разряду самых верных патриотов и пехотинцев Путина. И что в таком случае должен сказать президент? Не кричать же "Ахмат — сила".

Майдан и "белая империя"

Для российской пропаганды беспорядки с расовым подтекстом служат поводом лишний раз обратиться к тезису "а у вас негров вешают" (так-то Роберт Ли у нас, понятное дело, мало кого интересует, и это не первый памятник конфедерату, который за последнее время демонтируют в южных штатах). Второй, не такой очевидный, но все же явный тезис — "вот к чему приводит демократия". Самые проницательные наблюдатели немедленно увидели в Шарлоттсвилле зачатки Майдана, каковые они, впрочем, видят в каждом подобном инциденте уже не один год, ожидая, что вот-вот в США начнется уже наконец развал.
Эффектно, но многое остается за кадром. Государственные агентства с удовольствием пишут, например, про то, что Джеймс Алекс Филдс — младший, протаранивший на машине толпу противников ультраправых, вдохновлялся Гитлером, но не про то, что в соцсетях он публиковал также и фотографии Башара Асада — видимо, тоже вдохновлялся.
Борьба с символикой Конфедерации в южных штатах идет давно. Речь о переименовании парка и демонтаже статуи в Шарлоттсвилле зашла еще 3 года назад, и демонстрации ультраправых начались тоже не вчера. На митинге в парке Роберта Ли не далее как в мае они, к примеру, среди прочего скандировали "Россия — наш друг".
Не раз лидеры ультраправых американских движений признавались в восхищении Россией и Владимиром Путиным — что даже давало повод СМИ для исследований возможных связей Кремля с правыми националистами в США. И хотя чего-то более серьезного, чем участие в совместных конференциях, обнаружить не удалось, роль Москвы признается как минимум вдохновляющей: традиционализм Путина, его декларации о защите прав русских и законы о запрете гей-пропаганды заставили многих американских националистов видеть Россию потенциальной "белой империей", присоединение Крыма для них — параллель с отбиванием Дикого Запада у индейцев, и даже Дэвид Дюк, лидер движения ку-клукс-клан, называл Россию "ключом для выживания белых". Ку-клукс-клан выступает одним из активных участников правых демонстраций в Шарлоттсвилле, да и все остальные известные активисты вроде Ричарда Спенсера тоже здесь.
Для демократов, да и многих республиканцев, тем временем делом чести является организация как можно большего количества атак на Дональда Трампа, тем более что мягкий расизм был одной из предвыборных "фишек" Трампа и принес ему голоса. Поэтому одним из вероятных последствий может стать очередной виток обвинений президента США в связях с Москвой или как минимум в потакании ей.
Как Белый дом будет выпутываться из этой истории, пока неясно, но ничто не мешает ему свалить все на происки России, как это произошло во время ссоры Катара и остальных арабских государств. Американское общество в принципе готово к такой версии, а повышенное внимание россиян к конфликту станет доказательством пропаганды. Есть риск, что вместо зрелища Майдана или очередного раскола в США Россия получит очередной виток санкций.