Почему школьная форма петербургского производства подорожала на 12%

Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Петербургские производители школьной формы говорят о подорожании своей продукции на 10–12% из–за роста цен на импортные ткани. При этом рынок растет за счет коллективных заказов от старшеклассников.

В 2017 году школьная форма петербургского производства подорожала в среднем на 10–12%. Год назад этот показатель вырос на 12,2% — примерно на уровень инфляции. При этом рост цен на импортную школьную форму за прошедшие 3 года составил более 50% (по данным Минпромторга, 40% только в 2016 году).

Дорого и много

В петербургском ООО "Салют" рост цен оценивают скромнее — на 6–10%. В компании поясняют, что курс доллара по отношению к рублю все еще растет, хотя и не так активно, как в 2014–2015 годах, а большая часть используемой для пошива ткани и почти вся фурнитура — импортные. Как отмечают участники рынка, использовать ткань отечественного производства они не могут ввиду скромного выбора материалов.
Тем не менее 2017 год для компаний, шьющих школьную форму, будет более удачным, чем предыдущий. Так, в Минпромторге отметили рост производства российских тканей. В ведомстве подсчитали, что производство отдельных видов тканей, которые используются для пошива школьной формы (шерстяных, поливискозных), выросло в 2017 году вдвое по сравнению с прошлым годом. В том числе благодаря субсидированию текстильной промышленности. Это замечают и на рынке — компании по пошиву формы начали чаще отдавать предпочтение отечественным производителям, уменьшая себестоимость готового продукта. Например, в ООО "Элком" рассказывают, что компания увеличила долю российского сырья.
"Когда мы разрабатывали коллекцию, ставку делали как раз на те производства, которые участвуют в программе субсидирования. Это очень значительно сказывается на ценах", — говорит директор трикотажной фабрики ООО "Элком" Анатолий Симанов.
"У нашей компании в этом году объем производства вырос примерно на 30%, на столько же вырастут продажи. Отчасти это связано с тем, что школы стали чаще требовать конкретную школьную форму, появился дресс–код, — делится успехами Елена Паращук, заместитель генерального директора швейного производства ООО "Детский стиль". — При этом мы постарались сильно не повышать цены, это удалось благодаря использованию отечественных тканей. В частности, мы шьем форму из полушерсти, которую производят Павлово–Посадский комбинат, Брянский комбинат шерстяных тканей и так далее".
Исследование качества российской формы в августе 2017 года провело АНО "Российская система качества", изучив несколько десятков самых распространенных в России брендов одежды для младших школьников. Доля некачественной продукции снизилась в 2,4 раза по сравнению с прошлогодними исследованиями. При этом доля некачественных изделий все еще составляет почти 40% от общего числа.
По оценке экспертов, петербургский рынок растет, ежегодно появляется четыре–пять новых компаний, но чаще всего они быстро исчезают. Стабильными остаются лидеры рынка: "Салют", "Алые паруса", "Маленькая леди" и другие.

Нужно собраться

Второй составляющей успеха компаний по пошиву формы могут стать покупатели, которые освоились в новых экономических условиях и уже не пытаются панически экономить на всем подряд. В Петербурге 446 тыс. школьников. По данным Смольного, в Петербурге в 2017 году увеличится число первоклассников — впервые в школу пойдут 57 тыс. детей (годом раньше их было 52 тыс.). Однако далеко не все родители покупают детям специализированную форму. Так, по данным IPSOS Comcon 2016 года, это делают всего 24% родителей первоклассников — остальные предпочитают повседневную одежду.
Анатолий Симанов добавляет, что в последнее время среди покупателей школьной формы становится все больше старшеклассников. "В первые годы костюмы покупали только частями и самостоятельно, в магазинах, дресс–код не был строгим. Коллективные заявки поступали в основном от родителей младшеклассников, — рассказывает он. — А в этом году у нас рекорд продаж побила линейка спортивных костюмов до 56–го размера при росте почти 2 м. Заявки на целые классы старшеклассников стали регулярными".
Рост спроса на форму для учеников старших классов отмечает и Наталья Галкина, директор по развитию розничной сети Desalu (ООО "Салют"). По ее словам, продажи костюмов для учащихся выпускных классов увеличились на 6%. "Как правило, одежда для них максимально приближена к офисному стилю", — рассказывает Наталья Галкина.
По оценке участников рынка, приобретенную форму в среднем носят не меньше 2 лет. Чтобы полностью собрать ребенка в петербургскую школу, родители тратят от 15 тыс. до 20 тыс. рублей, сумма включает расходы на форму, верхнюю одежду, обувь, ранец и канцелярию. При этом в среднем мужской костюм–тройка может обойтись в 8 тыс. рублей, а сарафан и пиджак для девочек — около 7 тыс. рублей.
Крупнейшие продавцы детских товаров в Петербурге — сети "Детский мир", "Вотоня", "Лукоморье", "Юниор" и пр. Среди интернет–площадок лидирует Helptomama. В целом объем российского рынка школьной формы в 2016 году равен 8,5 млрд рублей.
Если говорить о трендах на школьную форму в 2017 году, то сейчас востребованы облегченные варианты — меньше длинных рукавов, пиджаков и больше жилетов. Это, как правило, связано с климатом и температурой в школах, вместе с тем практически во всех школах и гимназиях Петербурга есть дресс–код. То есть руководство учебных заведений совместно с родительским комитетом выбирают цвета и крой. Чаще выбирают синий, серый, черный, зеленый и бордовый — именно в этой последовательности. Девочкам часто покупают ткань в клетку, мальчикам — однотонные вещи. В качестве материалов мы используем вискозу и полиэстер.
Наталья Галкина
директор по развитию сети Desalu
Цены на школьную форму останутся на прежнем уровне, если компании переориентируются на сырье отечественных производителей, которых сейчас Минпромторг поддерживает субсидиями. Другое дело, что выбор камвольных предприятий в России невелик. Поэтому компании по пошиву формы продолжают зависеть от дорогостоящих импортных тканей и фурнитуры, в результате себестоимость конечного продукта растет. Например, цены на нашу продукцию не выросли только благодаря поставщику, который постарался сохранить стоимость материалов на уровне прошлого года.
Людмила Мотовилова
руководитель торгового отдела компании "Росодежда СПб"