Майнеры вне закона

Министерство финансов предлагает считать криптовалюту финансовым активом, но регулировать как «иное имущество». При этом Минфин считает, что покупать и продавать биткоины должны только «квалифицированные инвесторы на бирже», пишет РБК.

Иван Хапалин, адвокат, управляющий партнёр Центра правовых отношений:
Мир не стоит на месте, и, как верно заметил один знаменитый литературный персонаж, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». В нашу жизнь уже не входят, а буквально врываются новые явления. То, что ещё вчера казалось чудом, сегодня уже повсеместно распространено, и социальные институты анализируют, как интегрировать новый элемент в современную жизнь. Так получилось и с криптовалютой. Еще несколько лет назад все считали биткоины причудой, недолговечным проектом, который заглохнет на старте, а сегодня государство уже вынуждено думать над тем, как регулировать обращение криптовалют и, прежде всего, как их определить.
В первую очередь необходимо заметить, что криптовалюты в целом пока находятся вне российского правового поля. Гражданский кодекс в статье 128 четко выделяет все существующие объекты гражданских прав. К таковым относятся: «вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Определить криптовалюту к одной из этих категорий довольно проблематично – пока что даже Минфин и Центробанк не могут определить, к чему лучше отнести биткоины и им подобные «валюты». ЦБ не так давно призывал признать криптовалюты «цифровым товаром», Минфин же выступил с инициативой определить цифровые валюты как финансовые активы с применением к ним соответствующим правил и ограничений (прежде всего, ограничением в виде допуск к сделкам по их купле-продаже лишь квалифицированных инвесторов).
Примечательно, что Министерство финансов России смягчило свою позицию относительно криптовалют – летом 2015 года ведомство внесло на рассмотрение Правительства РФ законопроект о полном запрете использования «денежных суррогатов» на территории России с дополнением КоАП и УК РФ соответствующими статьями, а также механизмом ограничения доступа к веб-сайтами, которые обеспечивают выпуск денежных суррогатов. Аналогичная трансформация произошла и с Центральным Банком – в 2014 году финансовый мегарегулятор в отдельной ноте разъяснил, что эмиссия и обмен виртуальных валют нарушают действующее законодательство Российской Федерации и приравниваются к деятельности, связанной с отмыванием денег и финансированием терроризма (Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн»).
Желание государственных органов обозначить рамки для нового явления вполне ясны и обоснованны – действительно, как показывает зарубежный опыт, виртуальная валюта несет в себе много рисков. Это не только высокорисковое вложения для инвесторов, но и настоящая головная боль для государства: по сути оно теряет контроль за инфляцией, не может отслеживать операции с криптовалютами, а значит, оставляет дверцу для отмывания денег и финансирования незаконных видов деятельности, а также, конечно, сталкивается с «упущенной выгодой» в виде неуплаченных налогов и взносов.
Тем не менее, майнинг пришел в России и начинает расширять сферу своего влияния. Новости о том, что владельцы «ферм» заинтересованы в покупке больших объемов электроэнергии для ведения своей деятельности, настораживают и одновременно с тем радуют. Потенциал развития этой сферы чрезвычайно велик, это прекрасная возможность для привлечения инвесторов и развития новой отрасли бизнеса. Однако в то же время это опасная сфера деятельности с высокими рисками и отсутствием регулирования. А значит, государству необходимо бежать как минимум вдвое быстрее!