На подъездах к General Motors. Минпромторг готовится решить судьбу завода GM в Шушарах

Автор фото: Яндолин Роман
Автор фото: Яндолин Роман

 

У петербургского завода GM в Шушарах, который простаивает с 2015 года, вскоре может появиться покупатель. Один из автопроизводителей ведет переговоры с Минпромторгом.
Об этом вчера на пресс–конференции сообщил председатель комитета по промышленности Петербурга Максим Мейксин, но от подробностей отказался. Ранее "ДП" писал, что есть два претендента на покупку предприятия: белорусское ЗАО "Юнисон" (автозавод, построенный в 1996 году американским автогигантом Ford Motors) и немецкий автоконцерн BMW. Предполагалось, что "Юнисон" начнет производить автомобили Cadillac на заводе уже в конце 2017 года. Но это так и не произошло, а в начале лета стало известно, что в переговоры вступил концерн BMW. Впрочем, тогда в BMW это отрицали. Сегодня автоконцерн ведет сборочное производство на мощностях калининградского "Автотора". В 2016 году завод выпустил 17,9 тыс. автомобилей.
Собеседники "ДП", близкие к переговорам, считают, что судьбу площадки в Шушарах должен решить Минпромторг.
"Министерство предлагает новому производителю заключение специнвестконтракта или соглашения, которое позволяло бы при достижении определенного уровня локализации считать продукт российским. Первый вариант — это прямая локализация, второй — зачетная локализация, при которой создается производство, выпускающее тот или иной компонент на весь регион, а не только под конкретный завод", — поясняет собеседник "ДП".
Еще одним препятствием для переговоров стало объявление французского концерна PSA Peugeot–Citroen о покупке европейских активов GM, долгое время не было понятно, войдет ли петербургский завод в сделку и с кем вести переговоры его потенциальному покупателю. "Инвестиции в завод составили около $300 млн. С учетом амортизации и необходимости частичного или даже полного перепрофилирования рыночная стоимость может составлять около $200 млн. А учитывая, что от GM актив перешел к PSA, для которых он вряд ли является востребованным, я оцениваю возможную сумму сделки в $150–170 млн", — говорит автоэксперт Евгений Пекарский.
Переговоры со Смольным о размещении производства в разное время вели автоконцерны Daimler AG (ушел в Подмосковье), Suzuki (отказался от строительства), Fiat Chrysler (ушел в Ленобласть, а затем и вовсе отказался от строительства) и Lifan.
"Белорусскому концерну не имеет смысла размещать производство, тем более такой не слишком популярной марки, как Cadillac. У BMW контракт на сборку с "Автотором", но марка продается хорошо, и если они захотят увеличить объемы, то выкуп площадки оправдан", — говорит Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России.
По его словам, производство легковых машин в России по итогам 2017 года вырастет на 8–10% к 2016–му, а к 2020 году — на 20–25% к 2017–му.