После работы под куполом. В Петербурге артистка цирка открыла студию воздушной гимнастики

Светлана Навроцкая, генеральный директор и владелица ООО "Эйрдэнс".
Автор фото: Сергей Ермохин
Светлана Навроцкая, генеральный директор и владелица ООО "Эйрдэнс".
Автор фото: Сергей Ермохин

Артистка цирка Светлана Навроцкая учит петербуржцев цирковому искусству.

Светлана Навроцкая с детства выступала в цирке и там же училась воздушной гимнастике. Повзрослев, она на своем опыте узнала, что продолжить осваивать цирковое искусство как хобби почти невозможно: все школы и студии — детские, а потом ты либо становишься артистом, либо бросаешь это занятие. Тогда Светлана решила открыть собственную студию — и для детей, и для взрослых. "Но для нас это даже не хобби, а для возможность открыть доступ к этому занятию тем, кто не связан с цирком", — поясняет она.

От нас не уходят

Она запустила ООО "Эйрдэнс" 4 года назад, поскольку стартовый капитал составлял всего 50 тыс. рублей собственных средств, поначалу ей пришлось ограничиться помещением площадью 55 м2 в Калининском районе. Это был зал в танцевальной школе, довольно далеко от метро. Все деньги ушли на аренду и покупку полотен для воздушной акробатики (это ткань на крюках, на которой "летают" артисты), преподавала предпринимательница сама.
Спрос был в основном в детских группах: взрослые на окраину города на занятия ездили неохотно, но детей возили. В итоге 1,5 года назад компании удалось переехать на Аптекарскую наб., а затем открыть вторую студию у станции метро "Московская". Помещения, рассказывает Светлана, искать очень сложно: потолки должны быть высокими, и в них должны хорошо крепиться крюки для полотен, такая возможность есть не всегда. На Петроградской стороне для студии удалось найти зал площадью 220 м2 на первом этаже.
"Выручка у нас пока нестабильная, и абсолютно все заработанные деньги мы тратим на развитие, — говорит Светлана Навроцкая. — Например, запускаем инструкторские курсы, потому что очень сложно найти тренеров, особенно тех, кто умеет работать с детьми. Мы ищем людей, которые сочетают опыт циркового артиста и спортивного тренера". Сейчас в центре циркового искусства Airdance работают шесть преподавателей, по трое на каждый филиал. Учеников в одном филиале около 80, спрос выше в детских группах, но зато клиенты постоянные. "Обычно уходят от нас, только если кто–то переехал или из–за беременности, — говорит Светлана Навроцкая. — И при первой возможности возвращаются". Зарабатывает студия на абонементах, а также на продаже оборудования и одежды для занятий акробатикой. А также полотен для воздушной гимнастики — их собирают из заказанных на аутсорсинге деталей и продавать на своем сайте.
Среди взрослых посетителей, рассказывает владелица студии, есть как люди творческих профессий, так и бухгалтеры, юристы. Причем последние чаще стремятся добиться спортивных успехов. "Находят они нас в основном через соцсети, поэтому мы активно развиваем группу "ВКонтакте", — говорит Светлана. — При этом рынок очень молодой, и людям приходится объяснять, что цирковое искусство — не обязательно дело на всю жизнь, и ради этого не надо бросать школу или работу, что это может быть хобби. Она не исключает, что превратит компанию в сеть, но только в отдаленных планах: "Мы развиваемся только на заработанные деньги, а если быстро наоткрывать филиалов, они проработают недолго".

Выбрать одно

Сейчас в Петербурге более десятка детских кружков циркового искусства и акробатики и примерно столько же взрослых. Также подобные занятия проводят в школах танцев и фитнес–центрах. Среди участников рынка — студия "Кураж", FitFashion, школа "Ого" и другие. Но конкурируют такие студии не только друг с другом, но и в целом с рынком фитнеса и танцев — начиная от бассейнов и заканчивая йогой. Чаще всего люди ищут для себя и детей не конкретную студию, а пробуют разные варианты спортивных центров.
Тем не менее в школе уличных танцев "Штаб" считают, что браться сразу за все не стоит: если развивать одно направление, у студии всегда будет больше постоянных, "верных" клиентов и больше доверия, даже от посетителей сайта. "Узкая специализация — всегда плюс, — говорит Анастасия Сквиря, совладелица школы. — Только так можно сохранить качество и оставаться интересными для клиентов. Можно быть профессионалом в чем–то одном, но не во всем подряд".