Балтзавод обещает сдать атомоход "Сибирь" точно в срок

Автор фото: Антон Ваганов

Балтзавод обещает сдать атомоход "Сибирь" точно в срок — осенью 2020 года. Затем верфь может получить заказ Росатома на новый ледокол "Лидер" мощностью 110 МВт.

Балтийский завод-судостроение (БЗС, входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация") спустил на воду второй ледокол проекта 22220 "Сибирь", предназначенный для проводки грузов по Северному морскому пути. Судно заложили в мае 2015 года, а передать заказчику — ФГУП "Росатомфлот" — должны в 2020 году. "Этот корабль спускается строго по графику. Осенью 2020 года он будет сдан", — заверил глава БЗС Алексей Кадилов.
Всего Балтзавод строит три атомных ледокола мощностью 60 МВт за 123 млрд рублей.
В июне 2016 года Балтзавод спустил на воду головной атомоход этого проекта "Арктика". Его предполагалось сдать заказчику в конце этого года. Предполагалось, что "Арктика" в 2018 году начнет вывоз сжиженного природного газа по проекту "Ямал СПГ" (Сабетта, ЯНАО), обеспечит круглогодичное сопровождение грузов. Но из-за неготовности ключевых узлов и агрегатов срок сдачи перенесли на 2019 год.
Как ранее писал "ДП", причиной переноса сроков в БЗС называют срыв поставки паротурбинных установок (ПТУ). Контракт на ПТУ для всех трех ледоколов выиграло ЗАО "Завод Киров–энергомаш" (КЭМ — "дочка" группы Кировский завод Георгия Семененко).
В 2013 году, когда компания Георгия Семененко обошла конкурентов в конкурсе на строительство ПТУ, предполагалось, что установки будут собираться и испытываться на стенде харьковского "Турбоатома". Но из-за ухудшения отношений с Украиной от этой идеи пришлось отказаться. Кировский завод воссоздал собственный испытательный стенд, потратив на это 1,4 млрд рублей, в частности, 500 млн рублей, привлеченных из федерального фонда поддержки промышленности.
Кроме того, схему электродвижения для ледокола должна была поставить британская Соnvrteam SAS. Но после того как эта компания вошла в состав американской многоотраслевой корпорации General Electric, последовал отказ от поставки продукции для российских атомоходов. Разработать отечественную систему электродвижения БЗС поручил ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Среди прочего центр должен был изготовить и генераторы для ПТУ.
На Кировском заводе ссылаются на задержку поставки генераторов Крыловским центром более чем на 2 года. Первый генератор поставлен КЭМу в сентябре 2016 года. Еще в июне этого года Георгий Семененко заявлял, что комплект генераторов не поставлен до сих пор.
"Любое новое дело идет с трудом. Нам было тяжело с головным заказом, но иначе во льды Арктики не пробиться", — резюмировал Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации.