Под офисную елку: петербургский бизнес больше не экономит на новогодних подарках

Петербургские компании не экономят на новогодних подарках сотрудникам и партнерам. Объем заказов в 2017 году возрос на 15%, крупные фирмы покупают подарки у социального малого бизнеса.

Несмотря на то что бизнес так и не ощутил экономического подъема после кризиса 2014 года, от корпоративных подарков никто не отказывается. А многие и не экономят. Участников на рынке немало, компании обращаются в рекламные агентства, вместе с ними разрабатывают концепцию подарка. А агентства выбирают одного или нескольких подрядчиков — от типографий до производителей ювелирных изделий. Рост рынка по сравнению с прошлым годом оценивают в 15–20%.

Не только начальнику

Объем рынка промопродукции и бизнес–сувениров в Петербурге оценивают в 2,5–3 млрд рублей. Большая часть приходится на новогодние праздники, это почти единственное торжество, которое отмечают буквально все. Мария Кабакчи, директор по маркетингу агентства PR Partner, рассказывает, что в этом году фирма увеличила бюджет на новогодние подарки, это связано в том числе с ростом цен на сами подарки. Она рассказывает, что выбор подарков сейчас очень широк, вариантов масса, но в то же время в презентациях специализированных агентств все чаще встречаются одни и те же варианты. "Поэтому мы сами начали разрабатывать идеи и для собственных нужд, и для клиентов, — говорит Мария Кабакчи. — Например, в прошлые годы дарили мешочки с орехами и орехокол в виде белки и предлагали щелкать сложные задачи как орешки, рассылали корзины с брендированными мандаринами".
"В 2017 году спрос на корпоративные подарки только возрос, и значительно! — удивляется Евгений Зыскин, основатель и владелец ювелирной студии obruchalki.com. — По сравнению с 2016 годом стало больше и крупных заказчиков, и сотрудников, которые хотят что–то купить руководителям. Объемы разные, но если еще в 2014 году все старались заказывать подарки только верхушке компании, это около 30–50 человек, то сейчас стараются никого не обидеть и заказать на всю компанию. Последний тендер, в котором нас пригласили поучаствовать, включал заказ на 612 человек". Студия obruchalki.com делает для клиентов значки, монеты, медали. Но запросов на что–то необычное тоже становится больше, например, сейчас фирма занята изготовлением сережек в виде треугольного пакета молока времен СССР для молочного комбината.
Анастасия Сизова, соосновательница компании AistBox, добавляет, что в последние годы подарки дарят не только партнерам и руководителям, но и детям сотрудников или друзей компании. "Причем классический подарок в виде сундучка с конфетным ассорти уходит в прошлое, — говорит она. — Вместо этого дарят игры и книги по возрасту детей. То есть не один "сундук" на всех, а более личные подарки". И мы не видим тенденции к экономии. Она добавляет, что сувениры брендируют, но стараются делать это ненавязчиво. Например, упаковка может содержать фирменные цвета или логотип дарителя.

Подарок как поддержка

По отзывам участников рынка, качественно подарки не меняются. То есть нельзя сказать, что вчера дарили мандарины, а сегодня золотые украшения. В основном дарят те же "мандарины". Но подарки, во–первых, становятся дороже за счет общего роста цен, а во–вторых, их покупают заметно больше. Предприниматели предполагают, что это следствие моды. Все более популярной становится бизнес–литература, лекции о коммуникации, и люди начинают больше значения придавать мотивации, психологии, личным отношениям. И стараются добиться лояльности сотрудников и клиентов не только за счет рациональных решений (снижение цен, рост зарплат), но и за счет эмоциональных.
В компании "Проект 111" (один из лидеров рынка сувениров) уверяют, что никакой конкуренции между сувениркой и отправлением средств на благотворительность нет. Например, компания продает сувениры в партнерстве с фондом "Адвита", уже более 4,3 тыс. штук. "Предновогодний сезон начался буквально 1,5 недели назад, судить о нем пока рано, — добавляют в компании. — Но наметились несколько тенденций. Например, мы видим, что клиенты заказывают много вязаных изделий с индивидуальным дизайном, новогодние наборы, термостаканы и термокружки. Устойчиво растет спрос на продукцию для планирования — не датированные ежедневники, а современные блокноты для записей. Сейчас спрос заметно выше, чем в 2016 году, однако средний чек сокращается, в основном за счет уменьшения тиража. Однако глобального перехода в более низкий ценовой сегмент не наблюдается".
Креативный директор дизайн–студии LINII Group Михаил Губергриц рассказывает, что уже 3 года выбирает в качестве подарков продукцию российских стартапов. "Мне кажется, такое решение позволяет и поддержать отечественного производителя, и привлечь внимание корпораций к проблемам малого бизнеса, — говорит он. — Мы заметили, что бюджет на новогодние подарки ежегодно растет, и это нас очень радует".
Александр Алексеев, директор ООО "Кинг Гифтс", добавляет, что очень многие дарят сотрудникам разные подарочные карты. Это могут быть банковские карты, сертификаты торговых сетей и даже карты оплаты мобильной связи. Такой подход избавляет дарителя от необходимости выбора, а сотрудник может получить то, что действительно хочет. Александр добавляет, что средний корпоративный заказ на подарочные карты — от 0,5 млн рублей.
Каждый год спрос на корпоративные новогодние подарки растет в среднем на 15%. Не только в объемах заказов, но и по бюджетам. Можно выделить две популярные тенденции. Первая — выбор практичных подарков, гаджетов. Вторая — что–то художественное: елочные шары с портретами сотрудников, алкоголь с ручной росписью. Крупные компании готовятся заранее, весной утверждают бюджеты и летом размещают заказы, чаще это китайское производство. Но львиная доля заказов свалится на производителей в середине ноября. Хотя тогда срочность и стоимость значительно вырастут.
Катерина Матусова
руководительница студии De La Guarda
В последние годы компании интересуются продукцией социальных фирм, которые дают работу уязвимым категориям граждан, заботятся об окружающей среде. Например, SAP СНГ в прошлом году подарила партнерам крем–мед фирмы Cocco Bello, которая обеспечивает работой целую деревню. Сотрудники Mail.Ru Group получили аксессуары my.com — шапки, варежки. Их связали женщины и бабушки из деревень России. Сохраняется спрос на благотворительность вместо сувениров, когда сувенирный бюджет направляют на добрые дела.
Анастасия Ложкина
директор отдела по привлечению средств фонда "Арифметика добра"