В пользу бедных: в Петербурге собираются повысить транспортный налог на яхты и самолеты

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Городской парламент одобрил повышение транспортного налога на яхты, катера, вертолеты и самолеты в 2 раза. Состоятельные петербуржцы оплатят льготы для многодетных семей.

С инициативой удвоить ставку по транспортному налогу для владельцев элитного транспорта, в том числе парусных и моторных судов мощностью более 100 лошадиных сил, самолетов или вертолетов, выступила фракция "Единая Россия". Ее руководитель Александр Тетердинко считает несправедливым, что для легковых автомобилей в Петербурге уже несколько лет действуют максимальные ставки налога, а для самолетов и яхт они составляют 50% от предельных, причем их не повышали с 2005 года. "Яхты, катера и вертолеты относится к роскоши, а не к средствам первой необходимости", — настаивает депутат.
От повышения налога на эти средства передвижения единороссы рассчитывают собрать 54,3 млн рублей. По данным на 1 июля 2017 года, в городе зарегистрировано 2,2 тыс. катеров и моторных лодок с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил, 400 гидроциклов, 100 вертолетов и самолетов и всего шесть яхт.
"Существенным образом уже на существующий флот это не повлияет, может, будет небольшая миграция в регионы с более низким налоговым бременем. С точки зрения покупки яхт размер налога не является существенным фактором. В первую очередь люди оценивают стоимость приобретения и содержания лодки, что значительно выше, чем транспортный налог", — говорит глава представительства "Буревестник Групп Северо-Запад" (управляющая компания Императорского морского яхт-клуба) Анна Шумейко.
"Для владельцев небольших частных катеров, к примеру, за 1-1,5 млн рублей с двигателем 150 лошадиных сил сумма может оказаться критичной. Сейчас налоговый платеж при ставке 100 рублей за лошадиную силу составляет 15 тыс. рублей, а будет 30 тыс. рублей. Среди производителей таких судов немало отечественных компаний. Опасаюсь, что такое повышение налога может негативно отразится на продажах новых катеров и развитии маломерного флота в целом", — полагает эксперт Дмитрий Макаров, директор выставки St. Petersburg International Boat Show.
От авторизованных комментариев дилеры вертолетов и самолетов отказались. "Если говорить по-честному, в России вертолеты и самолеты мало кто регистрирует, в основном у них порт приписки не является российским. То же касается самых больших и дорогих яхт. За них как не платили налоги в Петербурге, так и не будут платить, независимо от повышения ставок", — отмечают собеседники "ДП".
"Эта инициатива вызывает много вопросов к законотворцам. Если поступления от транспортного налога на автомобили идут на ремонт дорог, строительство и развитие инфраструктуры в целом, то для маломерного флота не все так однозначно. За последние 15 лет не проводились реконструкции яхт-клубов, строительство новых причалов, не вводились льготы для владельцев парусных судов, что могло бы дать новый толчок к развитию парусного спорта. Более того, в рамках городского бюджета данная статья доходов будет несущественной даже после повышения ставки, и большой вопрос, куда эти средства могут быть направлены. Пока закон в большей мере напоминает завуалированный налог на роскошь, но в таком случае давайте не подменять понятия, а называть вещи своими именами", — считает генеральный директор Nord Star Yachting Борис Лашков.
Льготы многодетным
Кроме этого, единороссы предлагают полностью освободить многодетные семьи с тремя детьми от уплаты налога на автомобили, мощность которых не превышает 150 лошадиных сил. Сейчас аналогичная льгота действует для семей с четырьмя и более детьми. По предварительным расчетам, налоговые послабления распространятся на 29 тыс. петербургских семей. От введения этой льготы городской бюджет потеряет примерно 155 млн рублей.