Революция как актив

Революция 1917 года – это несомненный исторический актив России

Олег Барков, девелопер:
Мой отец имел гипотетический шанс появиться на свет при любом развитии исторических событий. Его мать и отец жили в соседних деревнях одного из уездов Орловской губернии. Они могли пойти под венец хоть при царской, хоть при советской власти. Но моя мать могла появиться на свет только в результате Революции. Никогда бы, ни при каких других условиях, ее мать, скромная девушка из многодетной крестьянской семьи, из Тверской губернии, не вышла бы замуж за прекрасно образованного музыкально одаренного отпрыска богатой купеческой семьи из Кустаная, что на севере современного Казахстана. Они никогда бы не оказались в 1926 г. на Крайнем Севере России, на одной из первых ударных строек нового государства – строительстве Мурманского торгового и рыбных портов. Она в качестве медсестры, он – скромного экономиста. И семья моего отца вряд ли снялась бы с намоленного поколениями предков места и двинулась бы туда же в 1937 году, если бы не эти грандиозные  события, поменявшие в нашей стране абсолютно всё, в том числе и судьбы людей.
А если это так, то я – русский человек, советского происхождения, так сказать, внук Октября. И вся эта история, от которой неокрепшую душу бросает в дрожь, это фактически история моей семьи. А что может быть более важным и ценным наследием для любого уважающего себя человека, чем история семьи? И поэтому эту историю надо, во-первых, знать во всей ее полноте, во-вторых, постараться понять причины этих событий и их логику.
Отрицать эту историю, ненавидеть, отказывать ей в смысле, фактически означает отрицать самого себя, заниматься самоубийством, либо персональным либо, что намного хуже, общенациональным. И постоянно давать очень удобный повод другим, вежливо назовем их оппонентами, держать тебя на крючке постоянных обвинений в преступной неполноценности и изначальной кровавой порочности. И почему бы этим не воспользоваться, если ты и сам с энтузиазмом с этим соглашаешься?
Но хорошо, тогда как всё это понять? Как разобраться? Рецепт простой – объективное знание всех событий, без каких-либо изъятий.. Событий, имевших характер исторической неизбежности, обладавших глубоким историческим смыслом и определившим всю последующую историю нашей страны и всего человечества в XX веке Какие были исторические альтернативы для нашей страны, к чему они могли привести в то время, или через двадцать лет, когда была создана первая версия Евросоюза, только называлась она Третий рейх? Какие были последствия Революции, краткосрочные и долгосрочные – для вашей семьи, страны, других стран? Я не хочу в этой статье заниматься глубоким анализом. Честно говоря, я надеялся, что наше общество уже оправилось от глубокого исторического обморока 90-х, повзрослело, что у него вновь появилось уважение к себе и своей истории. Столетний юбилей более чем весомая причина об этом публично подискутировать и провести давно назревшую смену вех. Но, к сожалению, пока всё свелось к скандалу вокруг фильма про любовь и к двум ожидаемым историческим сериалам. Надеюсь, что сама это дата наконец-то послужит спусковым крючком для этого, крайне важного для нас процесса. Плюс-минус пять лет для истории непринципиально, главное – обязательно это сделать.
Но чем глубже современный русский человек будет погружаться в историю Революции и первых десятилетий СССР, тем больший когнитивный диссонанс будет испытывать.  
Весь ужас происходящего тогда неотделим от попытки гигантского скачка в неведомое, но светлое будущее, от попытки кардинального обновления окружающего мира. Это одномоментнопривело к пробуждению огромной социальной энергии, вовлечения во все сферы государственного управления и общественной жизни большого количества людей из тех сословий России, которые до Революции не имели на это практически никаких шансов. Всеобщее обучение, ликвидация безграмотности, здравоохранение, рабочее законодательство, права женщин, защита материнства и детства. Многие решения были самыми передовыми в мире, причем с большим качественным и временным отрывом по отношению к другим странам.
Ужас неотделим от огромной созидательной работы по прорывной модернизации страны. Модернизация эта началась прямо во время Гражданской войны. Если внимательно изучать грандиозные советские научные и технические достижения довоенного периода, то вы с удивлением обнаружите, что некоторые из них были инициированы в 1918–1921 гг., когда элементарно есть было нечего и символом эпохи была печка-буржуйка. Когда образованные люди скрывали свое происхождение, боясь сгинуть навсегда. Я уже не  говорю о государственных планах развития, принятых в 1920-е и 30-е годы.
Ужас неотделим от взрывного появления нового революционного, искусства.  Творческим людям жить было страшно, голодно, но очень интересно. Новые театры, новые поэты, новая, неведомая до этого эстетика. Именно революционная и молодая Советская Россия стала родиной авангарда в живописи, архитектуре и том искусстве, которое позже назовут дизайном. Именно тогда в России зародились многие основные тенденции мирового искусства ХХ века. И многие важные в истории искусства события происходили в нашем городе.
Образ желаемого будущего
Именно события Революции позволили позже сформировать виденье, картину будущего для миллиардов людей, которые жили в очень тяжелых условиях в странах, находящихся вне Европы и Северной Америки. Всё это привело к взрывообразному изменению мирового политического ландшафта после Второй мировой войны. Пример революционных изменений в России и непререкаемый авторитет Советского Союза, как победителя в самой масштабной  войне в истории человечества, сыграл тогда решающую роль. И эта модель развития тогда, на том историческом этапе, позволила этим странам сделать огромный рывок и решить большое количество острых проблем собственного развития.
Огромное влияние всё происходящее в России оказало на и на страны Европы и Северной Америки. Тогда очень сильны были левые политические партии и пример СССР играл большую роль в политической борьбе. И это несмотря на информацию о всех издержках однопартийной системы, масштабах и жесткости репрессий, которая в большом количестве поступала за границу. Но достижения были такого масштаба, что их невозможно было игнорировать. И многие новации, реформы и программы были заимствованы, адаптированы и стали неотъемлемой частью политических и социальных систем этих стран. И я согласен с Президентом Путиным, что эти страны в некоторых вопросах сумели в итоге лучше использовать идеи Революции.
И еще один аспект, для многих неожиданный. Революция была в первую очередь социальная, ставилась задача создания нового человека, которого железной рукой предполагалось загнать к счастью. Было очень много завирального, несбыточного, густо помноженного на государственное принуждение или прямое насилие. Но и уровень неполитических личных свобод, часто за гранью традиционных приличий, в 20-е годы просто зашкаливал. Полная сексуальная свобода, теория «стакана воды» Александры Коллонтай, групповые гражданские браки в виде комсомольских коммун... Нудисты, спокойно разгуливавшие по улицам Ленинграда и проводившие парады на Красной площади. Первые в мире эксперименты с сексуальным воспитанием школьников, сестра Зигмунда Фрейда, преподававшая в школе для детей партийных руководителей. Всё это было.  Скорее всего, через определенное время, пришло понимание, что общество в этих вопросах может зайти туда, куда ходить нельзя ни в коем случае. Может, это и послужило одной из причин, кроме предельно жесткой внутрипартийной борьбы, резкого консервативного разворота во всех сферах на рубеже 20-30-х. Разворот этот предполагал, в том числе и принудительный возврат к классической и реалистической основе искусства, и возврат к практически пуританским нормам морали. Но даже и в этих экспериментах Россия тогда лет на пятьдесят опередила остальной мир. И это, кстати, дает нам сейчас возможность со спокойным и ироническим недоумением смотреть на подобные эксперименты по созданию новых идентичностей и агрессивному продвижению новых норм морали у наших европейских и американских соседей. То, что сейчас там выдается за высшие достижения развития общества и прогресса, мы отведали и переварили еще 90 лет назад и, надеюсь, отказались навсегда.
Собственная формула успеха
Можно спросить: зачем нам это все сейчас обсуждать? Ведь это прошлый век, советская система не выдержала экономической и технологической конкуренции и силовой борьбы в жестком противостоянии с западной. СССР постигла катастрофа экономического  и политического банкротства. . Мы все вместе прошли через унизительную ситуацию разрушения  нашей большой страны и внешнего управления. И только сейчас мы начинаем из нее выходить.
Ответ достаточно простой. Общим местом является тот факт, что в экономическом и внутриполитическом плане Россия несколько лет топчется на месте. Правительство обещает через два года целых 2% экономического роста, тогда как общемировые темпы роста в 2017 году прогнозируются на уровне 3 – 3,5%. А нам самим позарез нужно минимум 5-7% роста. , И нужно это было еще 5-7 лет  года назад и будет нужно на ближайшие пятнадцать лет. У любой страны, которая считается успешной в новейшей истории и на которые так любят ссылаться наши публичные политики, была своя история и формула успеха. Несмотря на представления об универсальных принципах рыночной экономики, формулы успеха всегда сугубо индивидуальны. Так же, как и индивидуальна роль государства, своя, отдельная успешная корпоративная культура, система мотивации и т. д. У Германии своя, у Японии своя, у Китая своя.
Я уверен: с нашей страной ситуация аналогичная. У нас должна быть своя формула успеха, но мы очень медленно продвигаемся к пониманию того, как её формулировать. Нам постоянно мешает вековая привычка заимствовать многие западные практики, и даже без попытки выработать собственные решения. Но когда что-то долго не получается, как у нас в последние 7-10 лет, очень важно не только анализировать собственные ошибки, но и внимательно анализировать историю собственных успехов, которых у нас более чем достаточно. Что было рецептом успеха, почему тогда получилось, а сейчас не получается?
Что касается экономических успехов, гигантских прорывов в будущее, то я считаю, что в новейшей истории это были два периода – 1922–1941 (с учетом всего того, о чем я писал выше) и 1955–1975 г. Причем это были скачки в будущее, которое было неведомым не только для нас, но и для всего мира. И когда я сейчас слышу о новых технологиях, которые обещают изменить жизнь человечества, то мне кажется, что многое из этого я читал, будучи продвинутым пионером, в советских научно-технических журналах. И тогда это казалось достижимым еще в ХХ веке.
Именно поэтому я считаю необходимым внимательно вглядеться в историю Революции и всего советского периода. Нам нужен взрослый подход к своей истории, внимательно и вдумчиво понять, что из этого нам необходимо взять в будущее, что может стать элементом нашей формула экономического и общественного успеха. Успеха, который нам жизненно нужен, просто позарез.
Я воспринимаю это историческое наследие как наши несомненные исторические активы. Активы, в которых все переплетено – грандиозные взлеты и жуткие трагедии, миллионы жертв и мощнейшие социальные лифты для миллионов выживших, грандиозные прорывы, которые сменялись периодами стагнации. Нам крайне необходимо отделить одно от другого, хотя это и кажется очень трудным, как при разделении сиамских близнецов. Нужно отделить Троцкого от Кржижановского, Свердлова от Луначарского, Ежова от Кирова, Ягоду от Семашко, Берию от Жукова и так далее. Нужно отделить тех, для кого Россия и ее народ были только топливом для разжигания мирового пожара от тех, кто хотел сделать ее примером для всего человечества.
Эти активы одинаково очень мощные – и непростые. Как практически все промышленные активы, которые достались новым акционерам после приватизации 90-х. И поступить с ними можно по-разному. Можно выкинуть работников, распродать оборудование на металлолом,  снести здания и застроить чем-то прибыльным. Можно просто все перепродать, наварить в несколько раз больше и уехать туда, где люди с деньгами могут жить красиво и без забот. А можно спокойно разобраться, терпеливо переобучить команду, модернизовать, может даже  и кардинально, все процессы и перезапустить по-новому. И всё будет хорошо работать.  Мне однозначно нравится третий вариант, и я знаю много успешных примеров в нашей экономике..
Знать. Понимать. Уважать
Мир находится сейчас в точке бифуркации. Опасение новой большой войны накладывается на страх непонимания глобальной картины будущего. Каким оно будет, если удастся избежать глобальной катастрофы? Куда двинется наша цивилизация, какие социальные идеи будут определять жизнь нашу, наших детей и внуков в XXI веке? Ответов пока нет. Дискуссии идут горячие, в прогнозах нет недостатка. Слово революция стало дежурным и даже заезженным.
Но у нас, у русских, есть большое конкурентное преимущество – опыт реальной Революции, изменивший до неузнаваемости как нас самих, так и весь мир. Революции, во многом намного опередившей свое время. Многие идеи, как ни странно, востребованы именно сейчас. И это не только наша, внутренняя точка зрения.
Все что нам нужно сейчас – очень внимательно вглядеться в собственное прошлое, понять его, принять и решить, что мы берем из него в нашу сегодняшнюю, а скорее всего, завтрашнюю жизнь. Причем всё, что нам для этого нужно – только желание. И сделать это может каждый, причём  с безопасного исторического расстояния. Ведь вам ничего не угрожает. Вас не поставит к стенке солдатский патруль за офицерскую шинель со споротыми погонами. Пьяные дезертиры не выкинут вас на ходу из поезда, на глазах у обезумевшей семьи, за очки и смешную привычку ко всем обращаться на «вы». Вы не умрете от голода или в холодном тифозном бараке. Вашей поседевшей жене не процедят сквозь зубы, в справочной следственного управления, что ваш приговор «10 лет, без права переписки». Ваша мать не получит похоронку о том, что вы погибли смертью храбрых, или известие о том, что вы пропали без вести.
Десятки миллионы людей погибли или умерли до срока, десятки миллионов прошли через нечеловеческие испытания. Я уверен, что всё это не могло произойти случайно или напрасно, зря. Мы не имеем права просто забыть все это, как кошмарный сон.
Революция и Советский период, такое же неотъемлемое звено в тысячелетней истории России, как Киевская Русь, Иго, Московское царство и Российская империя. Пятиконечная звезда, под которой похоронены десятки миллионов людей погибших за сам право на существование нашей страны, такой же символ этой страны. как и двуглавый орел.  Мы как нация получили в ХХ веке огромный исторический опыт, оплаченный очень дорого.  И он дает нам, поколениям России XXI века, шанс использовать его именно сейчас, чтобы пройти очередной коренной перелом мировой истории без жертв и крови, и выбрать правильную дорогу, ведущую к неоспоримому историческому успеху.
Я уверен, что глупо и преступно игнорировать опыт, полученный такой ценой.
И последнее. Я уверен, если мы не вернем самим себе объективное отношение           к Революции, мы не сможем заново, по-взрослому переоценить Советский период, перестать его стесняться, проклинать и издеваться над ним. И мы сами ничем не будем тогда отличаться от тех стран, где сносят памятники нашим павшим солдатам или символы советской эпохи. Не сможем по-новому взглянуть на Советский период –  не сможем отстоять во внешнем мире Победу 1945 года. Позволим переписать историю войны и Победы – дадим окончательную возможность обосновать любое, самое мерзкое, вранье в отношении нас самих, любые возможные виды санкций, карательных мер и прямой агрессии. Кроме мощной армии и ядерного оружия, очень важно иметь моральный авторитет. Его можно иметь даже в полном окружении самых отъявленных врагов. Но любой моральный авторитет для внешнего мира начинается с уважения к самим себе, которое начинается с хорошего знания и понимания собственной истории и ее смысла.  
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе «Блоги «ДП».