Вывоз зерна: ручной режим лучше никакого

Как выяснил “Ъ”, острую в этом сезоне проблему вывоза беспрецедентного урожая зерна удается решить только командно-административными методами за пределами рыночных механизмов. Минсельхоз просто в приказном порядке «поручил» ряду компаний, в том числе частных, закупать и вывозить зерно из Сибири. Юристы уверяют, что давать «разнарядки советского типа» чиновники не имели никакого права. Однако ручной режим оказался действенным: погрузка резко выросла, в том числе на экспорт.

Дмитрий Шиманов, генеральный директор MAR Consult:
Данная мера правительства является абсолютно правильной, и я не вижу повода для упреков. Дело в том, что правительство, в отличие от юридических лиц, имеет существенно более широкую картинку рынка и тем самым может более адекватно оценивать ситуацию. Бездействие в сложившейся ситуации было бы просто преступным. У фермеров физически нет возможности складировать урожай, а его порча означает банкротство. Надо понимать, что, в отличие от других родов деятельности, фермеры видят результат целого года труда только в самом конце — в виде урожая. На протяжении года в него вкладывается человеческий труд и материальные средства. Зерно является эквивалентом денег и требует соответствующего хозяйственного обращения. Правительство должно действовать в интересах страны в целом, и иногда это может противоречить локальным интересам отдельных граждан. Так, в случае войны или иных угроз возможна национализация тех или иных активов, необходимых для нужд Родины.
Рекордный урожай пшеницы, конечно, не нужно приравнивать к военным действиям, но надо четко осознавать, что данный кризис перепроизводства является таким же серьезным событием, как если бы был кризис неурожая. В обоих случаях требуется незамедлительная интервенция главенствующих органов, то есть тех, которые видят картину целиком и в состоянии принять стабилизирующие решения. В данной ситуации уместно было бы сказать, что подобную интервенцию надо было начинать еще раньше, до обострения ситуации. Ведь уже сейчас можно сказать, что какая-то часть урожая потеряна из-за неправильного хранения, и мы, как всегда, стараемся успеть в последний вагон уходящего поезда. Но говорить, что правительство не имеет права указывать частным компаниям, что нужно делать в таких ситуациях, я считаю просто лицемерием. Мы видим, что под нажимом министерства отрасль смогла мобилизоваться и нашлись как денежные средства, так и возможности инфраструктуры, в том числе портовой, чтобы не только скупить урожай у фермеров, но и вывезти его за рубеж, что, в свою очередь, является единственным здравым поступком в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что частные компании как минимум неправильно оценивали свои возможности в контексте рыночной конъюнктуры. Если выражаться более строго, то мы видим отсутствие ощущения ответственности в отрасли и наплевательское отношение к стейкхолдерам в собственной цепочке создания ценности (value chain). Это говорит об инфантильной позиции менеджмента всех тех организаций, которые сейчас из-под палки начали двигаться и решать ситуацию, которая сложилась на их же рынке, но которую они в упор не хотели осознавать и решать.