Инвалиды и бизнес. Как учесть интересы всех

Минтруд разработал законопроект, который устанавливает «особые меры защиты» прав социально уязвимых категорий потребителей: инвалидов, лиц пожилого возраста, детей.

Роман Алехин, социальный предприниматель:
Предлагается внести изменения в статьи: 4, 8, 10,16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей". И если к изменениям к статье 16 больших претензий нет, так как она, по сути, обязывает продавца к нормальному отношению к инвалиду, то изменения в статьи 4,8,10 могут нанести очень сильный удар по бизнесу, особенно малому.
Например, предлагается статью 4 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем, являющимся инвалидом, лицом пожилого возраста или несовершеннолетним, в известность об имеющихся у него потребностях, в том числе связанных с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей."
Из буквального толкования следует, что, если к продавцу обратится инвалид и скажет, что я инвалид и по состоянию здоровья не имею возможности управлять, например, пылесосом руками, то продавец обязан будет «передать потребителю товар пригодный для использования с учетом указанных потребностей». И исключений статья не предусматривает. То есть нельзя отказ со стороны продавца на заключение договора мотивировать тем, что товара, отвечающего потребностям нет в наличии. Казалось бы, что такое утверждать абсурдно и вряд ли кого-то будут привлекать к ответственности за такое, но аналогичная ситуация была и есть с программой «Доступная среда». Когда начинаются рейды по этой программе, то проверяющим всё равно – есть ли в принципе техническая возможность для установки пандусов и поручней, позволяет ли уклон, позволяют ли СНиПы перестраивать входные группы и помещения, они просто составляют протоколы и штрафуют предпринимателей, не вникая в тонкости. И суд их поддерживает.
Второе опасное изменение вносится в порядок осуществления права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Изменения в ст. 8 и 10 Закона, которые описывают как должно осуществляться право потребителя на информацию о товаре и продавце. Статью 8 предлагается дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация при необходимости доводится до сведения потребителей, являющихся инвалидами, в том числе по слуху или по зрению, лицами пожилого возраста или несовершеннолетними, при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) в доступных им формах и форматах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием технологий, учитывающих имеющиеся у данных потребителей особые потребности, связанные с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, своевременно и без дополнительной оплаты.";
Вкупе со статьёй в статье 10:
«второе предложение пункта 1 после слов "и способы доведения информации" дополнить словами ", в том числе способы доведения данной информации до потребителей, являющихся инвалидами, в том числе по слуху и по зрению, лицами пожилого возраста или несовершеннолетними лицами,";
первое предложение пункта 3 после слов "для отдельных видов товаров (работ, услуг)" дополнить словами ", в том числе с использованием дублирования необходимой для потребителей из числа инвалидов по зрению и по слуху звуковой и зрительной информации о товарах (работах, услугах), а также знаков, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля.";», эти изменения повлекут огромные расходы для бизнеса, а для малого бизнеса вообще возможно и неподъёмные. В рамках изменений продавец должен будет использовать специальные методы донесения информации до инвалидов. Например, для инвалидов по слуху и по зрению, необходимо будет вводить звуковое оповещение и информацию, изложенную шрифтом Брайля. Один ценник со шрифтом Брайля обойдется магазину примерно в 100-120 рублей, а с учетом того, что наименований в магазине может быть и 500 и 1000, то сумма на каждый магазин выходит довольно значительная. Но и это не все расходы. Нестабильность, инфляция, маркетинг, - всё это может влиять на цены, а значит ценники надо менять. И многие магазины это делают довольно часто.
Я считаю, что в условиях кризиса необходимо искать консенсус между всеми участниками рынка, а не прыгать из крайности в крайность. В кризис вообще резкие движения опасны и ведут только к закрытию бизнесов и оттоку капитала, в кризис главный ресурс, который власть может предоставить – стабильность. Этот и следующий год это время перехода на онлайн-кассы, и если в этом году на кассовые аппараты перешли крупные компании, то в следующем июле будут переходить все и мы увидим массовые закрытия предпринимателей, а новые правила торговли добавят предпринимателям желание свернуть деятельность или уйти с рынка совсем. Но, к сожалению, власть не всегда это понимает, министерства работают разрозненно, что приводит к падению инвестиционной и предпринимательской активности в связи с постоянным ростом нагрузки на бизнес.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".