Территория комфорта. Как открыть ландшафтное агентство за пять шагов

Владелица «Нескучного сада» Ольга Маяцкая (справа) и архитектор Елена Шикова сделали ставку на благоустройство жилых комплексов. Заказов в городе очень много, отмечают партнеры.
Автор фото: Сергей Ермохин
Владелица «Нескучного сада» Ольга Маяцкая (справа) и архитектор Елена Шикова сделали ставку на благоустройство жилых комплексов. Заказов в городе очень много, отмечают партнеры.
Автор фото: Сергей Ермохин

Инженер Ольга Маяцкая открыла агентство ландшафтной архитектуры и дизайна "Нескучный сад" 20 лет назад, начав с частных заказов. Сейчас ее компания занимается благоустройством крупных объектов — таких, как Новая Голландия, ЖК "Я — романтик" и др. Годовая выручка составляет 200–400 млн рублей.

Свой бизнес Ольга Маяцкая, инженер садово–паркового строительства, начинала в 1997 году с проектирования и ландшафтного оформления частных резиденций под Петербургом. Учредив ООО "Нескучный сад", предпринимательница получила свой первый крупный заказ — работу над табачной фабрикой RJR–Petro, а спустя несколько лет выиграла тендер холдинга "Макромир" на благоустройство территорий ТРК "Французский бульвар", "Родео Драйв" в Петербурге.
В 2004 году компания расширила сферу деятельности и начала работать с активно строившимися жилыми комплексами, которые составили 80% ее заказов. Также организация работает с городскими пространствами (набережная реки Карповки, остров Новая Голландия, часть Приморского парка Победы), 10 лет оформляла площадки ПМЭФ. Годовая выручка "Нескучного сада" достигает 200–400 млн рублей.

Западные конкуренты

"В основном мы выигрываем городские тендеры за счет того, что успели себя зарекомендовать", — рассказывает Ольга Маяцкая.
"Главными нашими конкурентами являются европейские проектные бюро, которые активно приходят на российский рынок", — рассказывает Елена Шикова, главный архитектор компании, которая работает в ней 17 лет.
В штате "Нескучного сада" работает до 40 человек, это архитекторы, инженеры и руководители проектов, которые отвечают за работу строительных и озеленительных бригад, привлекаемых по аутсорсингу.
Услуги агентства можно условно разделить на три категории: проектирование ландшафтной архитектуры (компания решает, какими будут планировка, освещение, озеленение и пр.), строительные работы (благоустройство) и обслуживание (уход за ландшафтом). На материалы и заработную плату в компании уходит до 90% выручки. Иногда "Нескучный сад" оформляет ландшафт по своему плану, иногда его разрабатывает архитектурное бюро. Так, ООО сотрудничало с такими архитектурными предприятиями, как "Земцов, Кондиайн и партнеры" и другими.
"Если в начале 2000–х годов петербургские застройщики не придавали значения благоустройству, то теперь этот пункт едва ли не важнейший при строительстве", — комментирует Ольга Маяцкая. Проекты бывают разного масштаба, выполнение может занимать от 10 дней до 2 лет, но требуется также и последующий уход. Например, некоторыми объектами "Нескучный сад" занимается с 1990–х годов.

"Зеленые" компании

Сейчас в Петербурге работает примерно 10 заметных агентств, среди них: "СпецПаркДизайн", "Динос–Парк", "Нескучный сад" и другие. Однако, с точки зрения Николая Шпурика, директора агентства "Йоста", сейчас петербургский рынок ландшафтных услуг представлен более чем 500 компаниями: "Число таких организаций растет, поскольку ежегодно местные вузы выпускают огромное количество специалистов, все они амбициозны, но, к сожалению, не слишком сильны в теории, поэтому квалификация многих компаний под вопросом". По оценке экспертов, объем петербургского рынка достигает 500 млн рублей.