Посткризисный синдром укрупнения автодилерского бизнеса

 

Основной тенденцией авторынка в 2017 году стало укрупнение дилерского бизнеса. Первое слияние произошло между Объединенной автомобильной корпорацией и дилером Cadillac «Де Вилль». Затем объединилась ГК «Автопродикс» с дилером KIA «Монком Авто». Холдинг «Максимум» купил дилерское предприятие KIA у переживающего трудности «Автоцентра Аврора». Сейчас ряд дилеров ведет переговоры о выкупе автоцентра Hyundai, который ранее принадлежал петербургской группе «Ральф». Компания из–за финансовых трудностей потеряла франшизу корейской марки, а здание ушло банку «Санкт–Петербург». Эксперты говорят, что закредитованные игроки будут либо банкротиться, либо, чтобы остаться на плаву, продавать свои активы более сильным конкурентам. Кроме того, в условиях, когда растут продажи, но не растет доходность, небольшим компаниям выгодно стать частью крупных холдингов. Эта тенденция продолжится и в 2018 году.
Отрасль полнится слухами, что московская ГК «Рольф», которая в 2016 году завершила сделку по слиянию с компанией «Пеликан–Авто», ведет переговоры о выкупе или слиянии то с британским «Инчкейпом», то с московским «Автодомом». Все три компании работают и в Петербурге. Если это произойдет, авторынок города ждет большой передел.
Уже становится традицией продажа автоцентра продуктовому ретейлеру. Автобизнесу нынче автоцентры не нужны, но подходят по формату торговым сетям. Как карета превращается в тыкву, так автомобили превращаются в колбасу.
Евгений Пекарский
автоэксперт, о массовой продаже дилерских центров продуктовым сетям
Олег Барабанов также вернул бренд «РРТ», и теперьего компания называется «ОАК–РРТ»
Автор: Сергей Коньков

Победа года

Непотопляемый
Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга " РРТ " Олег Барабанов смог избежать личного банкротства, вернуться в автобизнес и создать совместное предприятие с японской Sojitz Corporation.
Олег Барабанов в этом году стал самым крупным ньюсмейкером в автобизнесе города. После банкротства РРТ в 2013 году к нему были поданы иски о личном банкротстве на 14 млрд рублей, часть суммы требовали аффилированные с ним компании. Весной бизнесмен договорился о снижении требований до 14 млн рублей.
А уже летом под его контроль перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс–партнер по РРТ Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахской "Азия Авто". Следующим шагом стало слияние с дилером Cadillac и Chevrolet — "Де Вилль" Сергея Дяченко. Наконец, осенью ОАК и один из крупнейших дистрибьюторов Subaru в Европе японская Sojitz Corporation создали совместное предприятие — ООО "Центр Санрайз", которое станет дилером Subaru.
ОАК продолжает расширяться, выкупая автоцентры, которые ранее принадлежали РРТ, и планирует получение новых франшиз. "В собственности есть свободные здания в Вологде и Казани, мы планируем запустить работу еще одного перспективного бренда, не используя при этом кредитных средств", — говорит Олег Барабанов.
В этом году бизнесмен также стал советником председателя правления банка "Санкт–Петербург" Александра Савельева. Интересно, что после начала банкротства РРТ Олег Барабанов продал пять автоцентров в рамках реструктуризации долга (2,5 млрд рублей) именно перед этим банком. А выкупили их структуры, считавшимся близкими к банку. Затем как раз начавший свой бизнес Андрей Ивойлов взял их в аренду под продажу GM. Так что карьерный завиток выглядит парадоксальным только на первый взгляд. По сути речь шла о спасении бизнеса, перед тем как на него начали претендовать другие кредиторы банкротившегося автохолдинга.

Темная лошадка

Первый казахский заезд
Федеральных игроков на авторынке города немного — московские «Рольф», «Автодом», Major Auto, «Автомир», британский «Инчкейп», белорусский «Атлант–М». В этом году их список пополнился казахским холдингом «Бипэк авто — Азия авто». Холдинг выкупил направление Lada у ОАК Олега Барабанова. До выхода в Петербург у компании в России было 15 автоцентров и 2,4 % авторынка страны. После сделки с ОАК в портфеле 18 салонов, доля рынка — 3,8 %. Также дилер покупает бывший автоцентр Renault ГК «Лаура», чтобы продавать Lada. В состав казахского холдинга входят завод «Азия авто» (г. Усть– Каменогорск), выпускающий Lada, автоцентры Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault в Казахстане. С АвтоВАЗом группа строит в Усть–Каменогорске завод полного цикла на 120 тыс. автомобилей. В планах приобретение других франшиз и расширение работы в Петербурге. Учитывая ресурсы холдинга, местным игрокам есть о чем беспокоиться.

Поражение года

Продажа автоцентров
Несмотря на рост рынка, не все дилеры чувствовали себя в 2017 году хорошо. Проблемы испытывали петербургская группа «Ральф» (дилер Hyundai и Renault) и «Автоцентр Аврора» (дилер KIA). У компаний были задержки с выдачей автомобилей покупателям, что привело к необходимости сокращать бизнес. «Авторальф» продал автоцентр Renault на Петроградской стороне компании «Балтийская коммерция» и закрыл автоцентр Hyundai на Таллинском шоссе. Причем последнее здание, где продавалась корейская марка, и здание, где продается Renault, перешли банку «Санкт–Петербург». «Автоцентр Аврора» также продал дилерское предприятие на пр. Непокоренных и продает центр на Кубинской ул. Причины игроки видят в том, что обе компании работали на заемные средства, когда либо высоки ставки, либо банки находятся в нестабильной ситуации (например, в случае с «Автоцентром Аврора», который кредитовался в санируемом банке «Открытие»).

Интрига года

Раздел автобизнеса
В этом году автодилеры укрупняли бизнес. Так, ГК «Автопродикс» объединилась с «Монком Авто», Объединенная автомобильная корпорация — с «Де Вилль». Другие игроки приобретали новые автоцентры. А вот ГК «Дакар», наоборот, поделила бизнес между группой собственников. Причем до сих пор неясно, по каким причинам, группа считалась одной из наиболее активно развивающихся в городе. По данным участников рынка, раздел бизнеса произошел в конце 2016 — начале 2017 года. В итоге часть собственников осталась работать под брендом «Дакар», а другая часть создала компанию «Форсаж». В портфеле «Форсажа» оказались центры Lada, Peugeot и Suzuki (на Бухарестской ул.), Hyundai и УАЗ (на Выборгском шоссе). За «Дакаром» остались автоцентры KIA (на Камчатской ул. и Богатырском пр.), Hyundai (на ул. Кржижановского и Пулковском шоссе). Обе стороны подробности не разглашают и от комментариев отказываются.