X5 Retail Group обошла "Магнит" по годовой выручке и стала лидером рынка

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман
Автор фото: Антон Ваганов
Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман
Автор фото: Антон Ваганов

 X5 Retail Group стала лидером продовольственной розницы по итогам года. Компании удалось вернуть себе статус крупнейшего в стране ретейлера по годовой выручке впервые с 2013 года, когда она уступила лидерство краснодарскому "Магниту".

По итогам 2017 года крупнейшим ретейлером в России стала компания X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"). Это стало ясно после того, как свою отчетность представил основной конкурент X5 — краснодарская сеть "Магнит" ("Магнит", "Магнит Семейный", "Магнит Косметик"). По итогам года выручка компании выросла на 6,4%, до 1,14 трлн рублей. Сопоставимые продажи в четвертом квартале снизились на 4,17% год к году. Чистая прибыль снизилась на 41,72% в четвертом квартале 2017 года, до 7,86 млрд рублей.
У X5 Retail Group динамика и объем продаж выше. Согласно отчетности, которую компания предоставила во вторник, выручка ретейлера выросла на 25,5%, до 1,28 трлн рублей. Прирост чистой розничной выручки в размере 261,3 млрд рублей стал самым высоким в истории компании.
Таким образом, впервые за несколько лет X5 Retail Group стала лидером рынка по годовой выручке. Конкурентная борьба между двумя лидерами обострилась в 2013 году, когда в первом квартале по объему выручки "Магнит" обошел X5 и лавры крупнейшего ретейлера страны перешли к краснодарской сети. С начала 2014 года она зарабатывала на 11% больше, а иногда разрыв доходил и до 20%.
Но в 2016 году Х5 серьезно сократила разрыв и обогнала "Магнит" по темпам роста выручки в первом полугодии 2016 года в 1,8 раза, но по объему все еще отставала. В четвертом квартале 2016 года X5 обошла "Магнит" уже по объему выручки, когда она увеличилась у X5 на 27,5% и составила 291,3 млрд рублей. "Магнит" за этот же период нарастил продажи на 9%, до 282,5 млрд рублей.
Итоги прошлого года уже демонстрировали, что скоро рынок увидит смену лидера по годовой выручке. Выручка "Магнита" в 2016 году выросла всего на 12,8%, до 1,069 трлн рублей (самый низкий темп роста за последние 11 лет). В то время как X5 Retail Group зафиксировала в 2016 году самый высокий рост выручки в своей истории — на 27,5%. К тому же по итогам 2016 года выручка X5 Retail Group уже была выше выручки "Магнита" в продуктовом сегменте, то есть если не учитывать выручку магазинов "Магнит Косметик".
Возвращение лидерства стало одной из основных задач X5. Чтобы получить премии, топ-менеджмент X5 Retail Group должен добиться лидерства на рынке до конца 2019 года без ущерба для маржинальности бизнеса, говорилось в годовом отчете компании за 2015 год. За хорошую работу руководители могли рассчитывать на сумму в пределах 12% годовой EBITDA.

Промоакции подкосили

Сейчас "Магнит" насчитывает 16 350 магазинов, у нового лидера рынка этот показатель меньше — 12 121. Уверенной и агрессивной экспансии "Магнита" (у ретейлера самый широкий географический охват среди сетей) Х5 противопоставляла обновление "Пятерочек", самые высокие показатели продаж с квадратного метра среди дискаунтеров и грамотный ассортимент.
Помимо снижения темпов роста выручки, "Магнит" переживает падение прибыли, в том числе из-за увлечения промоакциями, считают аналитики. В третьем квартале чистая прибыль компании снизилась на 53%, а в целом за 9 месяцев — на 32%. Финдиректор "Магнита" Хачатур Помбухчан пояснял, что на финансовые результаты компании особенно сильно повлияли редизайн магазинов, запуск комплекса по выращиванию грибов и рост числа открытых торговых точек. Помимо продовольственного направления, "Магнит" развивает дрогери-сеть "Магнит Косметик" и аптеки, занимается производством овощей и развивает оптовые продажи.