Жилищный комитет Петербурга выступил против хостелов в жилых домах

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

 

Как стало известно "ДП", в начале февраля в ответ на запрос Госдумы о позиции Петербурга в отношении работы хостелов в жилых домах глава жилищного комитета города Валерий Шиян сообщил, что в жилом фонде хостелы и мини–отели работать не могут. Письмо комитет подготовил как отзыв на законопроект Галины Хованской о запрете хостелов в жилых домах. Этот проект обсуждается уже 2 года, и до сих пор петербургские власти всегда были на стороне бизнеса: комитет по туризму предлагал и поддерживал поправки, смягчающие запрет.

Два мнения и сообщество

В итоге письмо жилищного комитета, которое обсудили на заседании рабочей группы Общественного cовета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга, вызвало панику среди отельеров и общественников. "Петербург имеет весомый голос в обсуждении этого закона, — говорит Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе, — а эту точку зрения могли воспринять как консолидированное мнение власти города". Жилищный комитет сослался в своем отзыве на выводы юридического комитета Смольного. То есть мнения о том, запрещать или нет, в правительстве города прямо противоположны.
Закон Хованской сделает незаконными более тысячи сертифицированных хостелов и мини–отелей в Петербурге. Однако, по сведениям Ассоциации хостелов, в городе на конец декабря 2017 года работала 7221 гостиница. "Это максимальная цифра для всей России, возможно, и для мира: Париж, Барселона и Лондон имеют не более 2 тыс. малых отелей", — говорит Яна Окунева, руководитель Лиги хостелов.
Обсуждение запрета постоянно откладывается, депутаты уже 2 года держат рынок в напряжении, внося то смягчающие, то ужесточающие проект поправки. Так, в феврале 2018 года на очередном обсуждении депутаты решили увеличить число подписей жителей, которое нужно собрать владельцам хостелов для работы в жилом доме. Но депутатский кворум не собрался, поправки приняты не были. Сейчас для редактирования проекта Госдума опрашивает региональные власти. Сбор отзывов обещают завершить к концу марта.
За хостелы до сих пор выступали только Петербург, Татарстан и Крым. Губернатор Полтавченко неоднократно обещал поддержку легальным хостельерам, подчеркивая, что это в какой–то степени градообразующая отрасль, оказывающая туристам качественные услуги. Туризм же признан приоритетной отраслью развития города в стратегическом плане развития до 2030 года.
Представители жилищного комитета на встрече с петербургскими отельерами рассказали, что получают много жалоб от жильцов на шум, чрезмерное потребление воды и электричества в домах, где работают хостелы. Но самая большая проблема, по мнению легальных хостельеров, — общежития, которые берут с постояльцев 100–200 рублей за ночь, и притоны в историческом центре под видом отелей. "Когда люди слышат слово "хостел" или "мини–отель", это ассоциируется у них с таким "бизнесом", — сетуют участники встречи. По итогам этой встречи отельеры решили попросить Георгия Полтавченко сформулировать свою позицию и сообщить о ней федеральным властям. А также обратились за поддержкой к главе СФ Валентине Матвиенко.

Что дальше

Согласно последней версии проекта Хованской, для того чтобы легально работать в жилом доме, владельцу хостела нужно будет получить 25% плюс один голос собственников квартир в доме, а в том парадном, где расположена гостиница, — 100% голосов.
О том, какую версию закона в итоге примут (и примут ли), эксперты до сих пор спорят. Одни считают, что хостелам дадут доработать до окончания чемпионата мира по футболу, потому что без них селить болельщиков будет некуда. Другие — что запрет одобрят после президентских выборов. И третьи (оптимисты) считают, что хостелы все равно выживут.
"Спрос на хостелы есть, а пока есть спрос, будет и предложение, — говорит депутат ЗС Ирина Иванова. — Петербург остается центром культурного туризма страны, а гостиницы многим недоступны. Что касается незаконного бизнеса, то у нас уже сейчас достаточно механизмов и госорганов, чтобы его ликвидировать. Но ситуация тут как с незаконной торговлей. Все с ней борются, а она процветает".