На гребне волны: для чего Ксении Собчак нападать на Георгия Полтавченко

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС
Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС

Кандидаты в президенты если и заговаривают о Петербурге, то почему-то в контексте смены власти. Впрочем, внезапный выход Ксении Собчак с требованием отставки Георгия Полтавченко — скорее намек на готовность сотрудничать. Причиной отставки заявления стать не могут, а вот прологом — вполне.

Сделанное накануне Ксенией Собчак заявление — кандидат в президенты РФ внезапно заявила, что собирается требовать отставки губернатора Петербурга Георгия Полтавченко — незамеченным не осталось; все-таки это чуть ли не единственный акцент на Петербурге среди кампаний всех кандидатов, пусть даже в таком ключе. И хотя слухи об отставке Полтавченко в городе возникают регулярно, вслух об этом заявлять пока никто не решался, кроме уволенного вице-губернатора Василия Кичеджи, которого, правда, услышали только очень сильно интересующиеся люди. У Ксении Собчак, во всяком случае, получилось сказать громко.
По мнению Собчак, уже осенью в Петербурге непременно должен быть новый губернатор — "европейский, молодой, энергичный и просвещенный".
Заявила об этом Ксения Собчак, не отвечая на какой-либо вопрос и не развивая тему, а внезапно и самостоятельно, оговорившись, что делает важное политическое заявление; то есть инициатива исходила от нее. Зачин, правда, смотрелся неубедительно — никаких конкретных претензий Собчак не предъявила, вспомнив только историю с Исаакиевским собором, уже с год как погасшую (что дает основания усомниться, настолько ли внимательно следит кандидат за происходящим в родном любимом городе, как уверяет), да несогласование администрацией марша памяти Бориса Немцова, хоть и свежее, но тоже не тянущее на основание для отставки событие. То есть буквально ни с того, ни с сего.
Такая спонтанность и интересна: во всей видимости, заявление не готовилось. Но хорошо легло на очередную волну слухов о скорой отставке губернатора, на этот раз после выборов 18 марта. И тенденция в последние годы именно такова, что на руководство регионами Кремль ставит людей как раз "молодых и энергичных". Поскольку Ксения Собчак считается человеком, по старой памяти допускаемым в ближний круг общения президента, именно у него она заручалась согласием на выдвижение, то сразу, конечно, возникло предположение, что, может быть, она не просто так это говорит, а что-то где-то услышала и решила воспользоваться — самостоятельно, а может, даже и не очень самостоятельно.
Ресурсы Ксении Собчак в Петербурге мизерны, так что организовать заметную кампанию по отставке Георгия Полтавченко просто так она не сможет. Но ожидается, что здесь она все же наберет относительно больший процент, чем в целом по стране, и если результат будет более-менее приличный, то есть сопоставимый с результатами Павла Грудинина и Владимира Жириновского, то конвертировать их в дальнейшее развитие политической карьеры попробовать можно.
У "либерального кандидата"-2012 Михаила Прохорова такой поход тоже был, но закончился неудачно — партию у него дважды отобрали, и разочарованный бизнесмен политику бросил. Но на один бросок сил может и хватить; вопрос прохождения муниципального фильтра здесь будет иметь ровно такое же сугубо ритуальное значение, как вопрос сбора подписей для выдвижения в президенты.
Заявления Ксении Собчак причиной отставки Георгия Полтавченко стать не могут, но могут быть прологом, если совпадут с реальными планами Кремля. Как ни крути, а во-первых, Собчак — единственный представитель оппозиции на этих выборах, и она заявляет о готовности поддержать смену градоначальника на очередного "Андрея Семенова", формально не являющегося "другом Путина", во-вторых, это только кажется, что Ксения Собчак намекает на кого-то из стана оппозиции, если не на себя саму, а на самом деле этот "энергичный и просвещенный" кандидат в губернаторы будет выдвиженцем не от оппозиции, а от власти.
Получится так, что многие собранные ею сейчас голоса молодых и либерально ориентированных петербуржцев, оппозиционеров странным образом окажутся в копилке этого гипотетического кандидата. Примерно по похожей схеме — как бы в обмен на декларацию приверженности европейским ценностям, а заодно на пару должностей — в 2003 году петербургское отделение СПС поддержало Валентину Матвиенко. Это, в свою очередь, поможет сценаристам губернаторских выборов снизить градус возможного протеста в городе, где протест обычно вызывает опасение у чиновников.