Молоко скисло. Часть заявленных в Ленобласти проектов по расширению производства сырого молока на 7,6 млрд рублей оказались под угрозой заморозки

Областные проекты в сфере молочного животноводства на 7,6 млрд рублей оказались под угрозой заморозки из–за падения спроса со стороны перерабатывающих производств.

Снижение закупочной стоимости молока привело не только к убыткам производителей, но и к заморозке крупных инвестиционных проектов в молочном животноводстве.
В Ленобласти средняя закупочная цена на сырое молоко составляет от 21 до 24 рублей в зависимости от сорта. Это едва превышает себестоимость производства. В перспективе производители оценивают свои потери до 1 млрд рублей. При этом, несмотря на то что закупочные цены на сырое молоко падают, на полках магазинов молоко продолжает дорожать.
По данным комитета по АПК Ленобласти, в молочном животноводстве реализуется 18 проектов на 7,6 млрд рублей, что позволит производить дополнительно 76,2 тыс. т молока в год. Но теперь планы региона нарастить мощности производства с 632 тыс. т молока в 2017 году до 660 тыс. т к 2020 году оказались под ударом. Производители, заявлявшие крупные проекты, один за другим их приостанавливают.
Племзавод "Рабитицы" планировал построить комплекс на 2 тыс. голов мощностью 20,7 тыс. т молока в год за 1,2 млрд рублей. Проектирование уже завершилось, но проект будет приостановлен, говорит гендиректор предприятия Леонид Саплицкий: "Какой смысл расширяться в таких условиях?"
Совхоз "Всеволожский" отказался от строительства фермы на 1,2 тыс. коров мощностью 12,5 тыс. т молока в год за 800 млн рублей на базе ООО "Пашское". Как объясняет гендиректор предприятия Александр Воронов, "пока решили переждать это время".
О временной приостановке проекта объявило и предприятие "Сумино", которое планировало инвестировать 1 млрд рублей в проект на 1,2 тыс. коров мощностью 13 тыс. т молока в год. "Стоимость молока низкая, и оно не востребовано", — объясняет управляющий Леонид Цой.
Племзавод "Красногвардейский" заявил проект за 250 млн рублей. "Спрос на молоко был высоким, цена — стабильной, что позволяло окупать затраты. В итоге мы уже вложили 100 млн рублей, построив дополнительную ферму, а теперь вынуждены приостановить инвестиции", — говорит гендиректор предприятия Олег Сергиенко.

Похоже на атаку

По данным Минсельхоза, на 5 апреля цена на сырое молоко составила 22,85 рублей за 1 кг, что на 1,88 рубля меньше, чем в конце декабря 2017 года. Средние цены переработчиков на пастеризованное молоко составили 41,60 рубля за 1 кг, что на 0,3% ниже, чем в конце декабря 2017 года. При этом средние потребительские цены на 2 апреля на пастеризованное молоко составили 53,21 рубля за 1 кг, что на 0,2% больше, чем в начале 2018 года.
Потери производителей в целом по России заместитель председателя комитета Госдумы по АПК и президент Национального союза производителей молока Айрат Хайруллин оценил в 23 млрд рублей только за первые 4 месяца 2018 года: "И это минимум, если цена не будет падать и дальше". Он отмечает, что ситуация похожа на спланированную атаку на отрасль.
"Последние 2 года государство смогло создать привлекательные для инвесторов условия. Сейчас все это рушится. Главные выгодоприобретатели — это основные переработчики, хотя пока мы не можем это доказать. Некоторые регионы уже обратились в Федеральную антимонопольную службу", — добавляет парламентарий.
Он отмечает, что реальные затраты на производство 1 л молока составляют 26–27 рублей.Из них 17–20 рублей — прямые затраты, 9–10 рублей — инвестиционные расходы на строительство, покупку оборудования и коров.

Замкнутый круг

По оценке экспертов, в себестоимости, например, 1 л пастеризованного молока доля сырья занимает не менее 80%. Производители винят в снижении закупочных цен молокоперерабатывающие заводы и торговые сети. Те, в свою очередь, кивают на падение спроса на молочную продукцию.
Дмитрий Пинчуков, гендиректор ГК "Галактика", подтверждает, что компания снижала цены для поставщиков, с которыми нет долгосрочных контрактов: "Возможно, что снижение цен будет и в мае".
Другие переработчики на запрос "ДП" не ответили. Как поясняет один из участников рынка, молзаводы снижают цены на сырье, поскольку на них давят торговые сети, которые все чаще проводят акции на молочные продукты и требуют скидок и снижения закупочной цены. В такой ситуации заводы вынуждены это делать, чтобы сохранить рентабельность.
В итоге на рынке складывается парадоксальная ситуация, когда переработчики, чтобы выиграть по цене, предпочитают выпускать молочные суррогаты. По данным СМИ, глава Минсельхоза Александр Ткачев со ссылкой на экспертов заявляет, что в 2017 году в страну было ввезено более 150 тыс. т "сыроподобной" продукции. Кроме того, в 2017 году импорт пальмового масла составил около 900 тыс. т, что на 0,7% больше, чем в 2016 году, по данным ФТС. Его ввоз Минсельхоз даже предлагает квотировать.

Продажи не радуют

По данным Nielsen, с февраля 2017 года по январь 2018–го спрос на молочную продукцию в натуральном выражении упал на 3,2% к аналогичному периоду 2016 года, а в денежном вырос на 4,9%. Продажи пастеризованного молока сократились в натуральном выражении на 1,9%, а в денежном выражении выросли на 5% — по большей части за счет увеличения цены за одну упаковку продукта на 7,2%.
"Спрос на молоко и молочные продукты в 2017 году упал, что связано со снижением доходов населения. В прошлом году потребление молока снизилось на 17%, до 209 кг на душу населения, по сравнению с 244 кг в 2014 году", — приводит данные Марина Петрова, гендиректор Petrova Five Consulting.
Торговые сети тоже говорят о давлении, но уже со стороны производителей. "Повышение цен на молоко, как и на все другие товары, на полке всегда следует за повышением закупочных цен, — отмечают в пресс–службе "Ленты". — С начала 2017 года производители–переработчики молочной продукции повысили для нас закупочные цены в среднем на 10%". Для того чтобы стимулировать спрос, "Лента" проводит промоакции по согласованию с поставщиком.
Представитель X5 Retail Group отмечает, что в прошлом году закупочная инфляция в категории "молоко и молочная продукция" на полке была компенсирована компанией. Так, в 2017 году рост цен у поставщиков пастеризованного молока составил около 9%, кисломолочной продукции — почти 8%, сыров — более 10%. В этот же период подорожание этой продукции, например, в магазинах "Пятерочка" не превышало 6%. "В прошлом году молочная продукция была практически единственной категорией, которая заметно дорожала при рекордно низкой продовольственной инфляции и даже дефляции на некоторые виды продуктов в целом на рынке", — заключает он.

Что делать

В России производство молока в 2017 году превысило 31 млн т. Дефицит составляет 5–7 млн т и заменяется сухим молоком и пальмовым маслом, которые дешевле натурального сырья, говорят эксперты. При этом перед производителями стоит задача нарастить объемы к 2020 году до 35,7 млн т. Но нынешняя ситуация может привести к падению производства на 2–4% уже по итогам 2018 года.
Участники рынка уповают на регулирование со стороны государства, иначе их ждут банкротство и уход с рынка. "Надо маркировать пачки молока, чтобы в глаза бросалось, что и в каких количествах в нем содержится, отрегулировать поставки местной продукции в бюджетные учреждения, проводить публичные акции, направленные на популяризацию продукции, а также смотреть, как формирует цену ретейлер", — говорит Александр Лебедев, гендиректор ЗАО "Гатчинское".
"Будем настаивать на том, чтобы заключались трехлетние контракты между производителями и переработчиками, на рынок разрешим импортировать только тот объем, который позволяет покрыть оставшийся дефицит.Будем усиливать борьбу с фальсификатом. Также будут отрегулированы цены на импортные поставки. Белорусская продукция больше не будет продаваться ниже себестоимости производства у нас", — рассказывает Айрат Хайруллин.
"Мы отрабатываем возможность выделения субсидий на закупку оборудования, чтобы предприятия могли открывать собственную переработку, а не зависеть от четырех заводов региона. Также необходимо перенаправить закупки молочной продукции для социальных учреждений к местным производителям", — говорит заместитель председателя правительства Ленобласти по АПК Олег Малащенко.
Некоторые производители с сомнением относятся к этой идее, поскольку она требует дополнительных инвестиций. "Надо не только отстроить перерабатывающий цех, но и отладить сбыт, создать бренд, провести рекламную кампанию", — говорит один из собеседников "ДП".
Впрочем, такая практика уже есть. Небольшие производители сырого молока, чтобы снизить риски, начинают сами его перерабатывать. Так, АО "Культура–Агро" в этом году запустило цех по переработке молока мощностью 3 т в сутки. Завод мощностью 15–20 т в сутки строит АО "Всеволожское" на базе молкомбината. Свое молоко перерабатывают ГК "Лосево", АО "Красноозерное", ЗАО "Приневское".
Авторы: Александра Конфисахор, Елена Домброва,  Екатерина Фомичева
На полках стоимость молока не снизилась и даже растет, на перерабатывающих заводах отпускные цены остались на прежнем уровне, а вот производители почему–то потеряли за последние 2 месяца около 15% и работают на грани выживания. Мы видим, что цена от производства до прилавка возрастает в 2,5–3 раза, это ненормально. Наценки в сетях совершенно неадекватны. Если ситуация будет развиваться по тому же сценарию, то многие предприятия просто обанкротятся, сливать молоко и забивать скот будет дешевле, чем поставлять на заводы.
Олег Сергиенко
генеральный директор племзавода "Красногвардейский"
Несколько лет назад мы приостановили активные инвестиции и заимствования в банках, сейчас ищем способы снижения себестоимости за счет внутренних ресурсов. Я думаю, что до 2020 года молочная отрасль будет находиться в глубокой рецессии. Дело Минсельхоза, Минфина и Минэкономразвития — дать прогноз, сколько нужно молока, чтобы оно было востребовано. Декларации загоняют производителей в угол. Сегодня более 400 млрд рублей инвестируется в молочные проекты, но будут ли они окупаемы в таких условиях — очень сомнительно.
Юрий Брагинец
Президент Концерна "Детскосельский"
Мы ни на кого из поставщиков не давим, напротив, они нам повышают цены, хотя, возможно, таким образом пытаются компенсировать снижение цен для других, крупных сетей. В этом году мы получали повышение от "Галактики". По своей сети я вижу, что покупатели охотнее берут белорусскую продукцию. Она выигрывает у местных по соотношению цена — качество. Платежеспособность снизилась, так что сыров люди стали покупать заметно меньше, на кисломолочную продукцию спрос стабильнее. Объем ее продаж снизился примерно на 5% по сравнению с годом ранее.
Александр Свердлин
гендиректор сети "Как сыр в масле"