Зоопарк мельчит с подрядами

"ДП" разбирался, как ГУП "Ленинградский зоологический парк" смогло без конкурса выбрать поставщика на 160-миллионный контракт. Работы с 2015 года выполняет одна-единственная компания - ООО "СМУ-31".

Все госконтракты по ремонту четырех участков зоопарка на общую сумму около 160 млн рублей в период с 2015 по 2017 год были заключены с компанией "СМУ-31" фактически без проведения конкурсных процедур.
Для этого общая работа по реконструкции дробилась на несколько небольших задач, стоимость выполнения каждой из которых не превышала 5 млн рублей, что позволило зоопарку на основании своего положения о закупках товаров, работ и услуг заключать договор с единственным поставщиком. В каждом случае этим единственным поставщиком становилось СМУ-31, с которым в итоге за 3 года был заключен 61 договор подряда.
Так, например, капитальный ремонт зимнего птичника на общую сумму, превышающую 70 млн рублей, был поделен на 26 мелких лотов, стоимость самого дорогого из которых составила 4 999 367 рублей. Самостоятельным лотом стали работы по демонтажу плит покрытия и стен с первого этажа здания, а работы по монтажу металлических балок покрытий и перекрытий в зимнем птичнике были разделены на две отдельные закупки стоимостью 4,8 млн и 4,4 млн рублей.
В этом году масштабный ремонт в зоопарке должен закончиться: в бассейне для ластоногих, в беломедвежатнике, львятнике и зимнем птичнике. Однако сроки, видимо, будут перенесены.

Контракт за контрактом

 
Гендиректор СМУ-31 Сергей Ноздренков давно работает в строительной отрасли. До 2006 года он (или его полный тезка) возглавлял ЗАО "Управление начальника работ - 1". Строительные работы СМУ-31 начало в зоопарке в 2015 году с ремонта кровли зимнего птичника, который перерос в масштабную реконструкцию всего здания.
"Изначально мы вообще не планировали ремонтировать весь зимний птичник, но когда начали разбирать кровлю, оказалось, что здание находится в аварийном состоянии, перекрытия готовы упасть. Тогда мы составили договор на снятие перекрытий. Когда мы сняли перекрытия, оказалось, что несущие колонны тоже готовы упасть. Так и получилось: постепенно разбирая здание, все время утыкались в его аварийное состояние", - рассказывает директор зоопарка Ирина Скиба.
Здание зимнего птичника
Именно таким поступательным характером строительных работ она, вероятно, объясняет тот факт, что большая реконструкция поделилась на несколько мелких частей. Однако почему стоимость всех этих частей оказалась меньше 5 млн рублей, что, по всей видимости, и позволило зоопарку заключить договор без проведения конкурсной процедуры, Ирина Скиба объясняет простым стечением обстоятельств. "Когда мы считали наши сметы, у нас получилась такая сумма, а сколько у нас будет работ, мы даже не предполагали", - говорит она.
Директор Ленинградского зоопарка Ирина Скиба
Автор: Роман Пименов/Интерпресс
Разделение ремонта беломедвежатника на составные части Ирина Скиба объясняет особенностью поступлений средств от опекунов белых медведей - компании "Роснефть". По словам Ирины Скибы, как только опекун выделяет деньги, зоопарк рассчитывает смету и составляет контракты. На запрос "ДП" в "Роснефти" ответили, что сумма финансирования определялась по сметам, которые предоставил сам зоопарк. Договор пожертвования, по информации "Роснефти", на сумму 9,97 млн рублей был заключен с зоопарком в октябре 2016 года. При этом компания не вмешивается в хозяйственную деятельность зоопарка, и выбор подрядчика не входит в ее компетенцию.
Корреспондент "ДП" также поговорил с директором СМУ-31. Встреча проходила в кабинете директора зоопарка, и никаких дополнительных комментариев от Сергея Ноздренкова получить не удалось. На все вопросы за него фактически отвечала Ирина Скиба.

"Вредный" запрет

Зоопарк, кроме того, законно смог совершить закупку по 223-ФЗ, несмотря на запрет, действующий с 1 января 2017 года, согласно которому все унитарные предприятия (а зоопарк - это ГУП), независимо от того, распоряжаются они бюджетным или собственными средствами, обязаны проводить закупки только по более жесткому 44-ФЗ. Однако есть одно условие, позволяющее унитарному предприятию обойти этот запрет: чтобы в будущем году осуществить закупки по 223-ФЗ, унитарному предприятию нужно успеть еще в текущем разместить в ЕИС положение о таких закупках.
Администрация зоопарка, по всей видимости, так и сделала: все контракты, которые в 2017 году оказались заключены со СМУ-31 по 223-ФЗ, были размещены на сайте госзакупок до 27 декабря 2016 года.
Директор зоопарка горячо критикует появившееся ограничение. Она убеждена, что этот запрет сделает невозможным приобретение животных, которые имеют "свой срок жизни", и осложнит, например, покупку кормов. По ее мнению, ни одна компания не будет участвовать в конкурсе по 44-ФЗ, никто не захочет возиться с документацией и вносить обеспечения. "Вот нам нужно купить комбикорм, мы идем в компанию, которая его продает, а они нам говорят: "Вы нам зачем?" У них у всех есть уже свои рынки сбыта, они не будут участвовать в конкурсе, им не нужны дополнительные проблемы", - жалуется Ирина Скиба.
В комитете по культуре Петербурга, который курирует работу зоопарка, в ответ на запрос "ДП" подтвердили, что все проведенные процедуры закупок ГУП провело в строгом соответствии с законом №223. При этом первый замглавы комитета Александр Воронко сообщил, что на конец года запланирована проверка закупок, который зоопарк проводит уже по 44-му закону.

Сдвинуть стеночку

Согласно документации, размещенной на сайте госзакупок, в июле этого года должна завершиться реконструкция львятника и беломедвежатника, а срок сдачи капитального ремонта зимнего птичника - конец декабря 2018 года. Еще один реконструируемый объект, бассейн для ластоногих, уже сдан, но ластоногих в нем не будет - бассейн превратили в вольеры для размещения приматов. Однако, как рассказывает Ирина Скиба, из-за организационных проволочек приматов туда пока еще не поселили.
Некоторых уже экспонируемых приматов в декабре 2016 года зоопарк купил у малайзийской компании HKS Designer & Resources Sdn. Bhd. Судя по данным сайта госзакупок, это единственный валютный контракт, и сама закупка стоимостью $ 78,5 тыс. также прошла по 223-ФЗ, без проведения конкурсной процедуры. Но если поставка приматов и правда может быть уникальной сделкой с единственным поставщиком, то, вероятно, отбивать плитку со стен за бюджетные деньги наверняка хотели бы сотни петербургских фирм.
Двухэтажное здание неотремонтированного зимнего птичника стоит прямо в центре зоопарка. Компания "СМУ-31" ремонтирует его уже 3 года, а сумма выделенных средств составляет более 66 млн рублей. Каркас здания заменили, а первый этаж постройки начали облицовывать камнем. На зеленом заборе, закрывающем недострой, висит предупредительная табличка о том, что ведутся ремонтные работы, но ни рабочих, ни техники в часы приема посетителей рядом с объектом корреспондент "ДП" не увидел. В другой раз, когда корреспондент был на реконструируемом участке уже в часы закрытия зоопарка и в сопровождении Ирины Скибы, ремонтные работы велись.
Судя по внешнему виду будущего зимнего птичника и отсутствию оптимизма на этот счет у Ирины Скибы, сдать объект в установленный срок рабочие могут не успеть. По замыслу директора зоопарка, здание должно изменить свою конфигурацию: второй этаж должен быть расширен, а крыша переоборудована под сад. Но поменять внешний вид любого объекта в зоопарке - непростая задача. Любую перепланировку, изменяющую уникальные характеристики здания, зоопарку нужно согласовывать с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
"Мы находимся в границах Александровского парка, который является памятником регионального значения, и каждое свое движение нам нужно согласовывать, а это сложный, нудный и непредсказуемый процесс", - рассказывают в администрации зоопарка.
По словам Ирины Скибы, согласовывать изменение внешнего облика зимнего птичника с КГИОП зоопарк пытается с 2016 года, а сама постройка будет закончена только тогда, когда комитет согласует проект. При этом она добавляет, что у подрядчика нет финансовых трудностей, и СМУ-31 давно бы уже закончило ремонт объекта, просто все ждут, когда зоопарку разрешать "сдвинуть стеночку". 
Александр Воронко подтвердил, что работы по зимнему птичнику откладываются из-за того, что КГИОП "ведет работу по определению перечня видов работ, которые возможно выполнять" с учетом охраняемого статуса Александровского парка как объекта культурного наследия.
Правда, в КГИОП на запрос "ДП" ответили, что проект реконструкции зимнего птичника на рассмотрение в комитет никогда не поступал, а о нарушениях при реконструкции здания они узнали только после проверки в начале 2018 года. В результате Петроградский районный суд в начале апреля обязал зоопарк выплатить штраф в размере 100 тыс. рублей.
Ремонт львятника стоимостью 60 млн рублей затягивается, возможно, по похожей причине: Ирина Скиба хотела расширить внутреннее помещение, перенеся несущую стену. Но зоопарк, не рискуя ввязаться в очередную затяжную переписку с КГИОП и, похоже, боясь получить очередной штраф, недавно принял решение вовсе не двигать стену в львятнике.
Единственное место, где сейчас активно идет строительство, - беломедвежатник. Стоимость всех работ там составляет 12 млн рублей. Вольер ремонтируют для взрослой медведицы Услады и медвежонка Хоорчааны, которую недавно Ленинградскому зоопарку передали из зоопарка Орто-Дойду в Якутии.

Лучший из оставшихся

На вопрос, почему из множества строительных фильм, зоопарк выбрал именно СМУ-31, Ирина Скиба отвечает, что "со всеми остальными она уже судилась". Она объясняет, что любые ремонтные работы на территории зоопарка осложняются двумя факторами: соседством с животными и постоянной работой зоопарка - приемом посетителей. В таких нестандартных условиях, по ее мнению, СМУ-31 хорошо справляется со всеми возложенными на него задачами.
При этом к компании есть претензии со стороны заказчиков, никак не связанных с зоопарком. В 2017 году СМУ-31 участвовало в капитальном ремонте многоквартирных домов Ленинградской области и получило много претензий со стороны контролирующих органов. В частности, СМУ-31 якобы нарушило технологию производства работ по замене кровли и просрочило сдачу работ. В итоге несколько домов в Лужском районе в ноябре стояли фактически без крыши, а их жители спали из-за холода и сырости в одежде.
В картотеке арбитражного суда есть иск к СМУ-31 от одного из петербургских ТСЖ. Жильцы потребовали от компании возместить стоимость ремонта асфальта у них во дворе, который развалился через 7 месяцев после укладки.
А самое громкое упоминание СМУ-31 пришлось на 2015-2016 годы, когда прокуратура расследовала дело против экс-главы МО "Купчино". Первоначально его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями при приемке работ по ремонту детских площадок, за которые взялось СМУ-31, но так и не сделало их. В дальнейшем обвинения были смягчены, и под суд Станислав Татаренко пошел за халатность, которая нанесла бюджету ущерб 2,4 млн рублей. В этом же 2015 году СМУ-31, фигурировавшее в деле, было ликвидировано, но о его связи со СМУ-31, которое сейчас ремонтирует зоопарк, говорит полное совпадение их юридических адресов и имя Сергея Ноздренкова. 

Зоопарк и ныне там

Идея перевезти зоопарк из старых разрушающихся зданий появилась еще в середине 1990-х. Планируемый переезд зоопарка в Приморский район, на участок площадью 300 га, курировала жена губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Однако после его ухода с должности новый губернатор Валентина Матвиенко приняла решение остановить Ленинградский зоопарк на прежнем месте - в Александровском саду. Уже тогда стало понятно, что все разговоры о переезде зоопарка сильно политизированы.
Валентина Матвиенко предложила расширить зоопарк и начать строительство дополнительного комплекса на севере Петербурга, вблизи Юнтоловского заказника. Начать строительство планировалось в 2008 году, а закончить - в 2011. Но, как известно, никакого зоопарка рядом с природным заказником до сих пор нет.
Разговоры о строительстве нового зоопарка возобновились и при губернаторе Георгии Полтавченко. Петербургский миллиардер Игорь Водопьянов предложил новое место - территорию бывшего завода "Краснознаменец" на Ржевке. Однако и этот проект остался только на бумаге.
А пока чиновники пересматривают старые планы и строят новые, зоопарк на своих 6 га, без возможности расширения, продолжает показывать посетителям своих животных в старых помещениях и в многолетнем ремонте.