Зачем бизнесу научная журналистика

Рецензия на книгу Деборы Блюм, Мэри Кнудсон и Робин Маранц Хениг «Полевое руководство для научных журналистов» (М.: Альпина нон-фикшн, 2018).

Ирина Кенюхова, директор департамента коммуникаций биотехнологической компании BIOCAD:

В России очень сильные традиции научной журналистики. Тиражи у таких журналов, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника молодежи» и «Вокруг света» вполне могли составить конкуренцию таким глобальным изданиям как Popular Mechanics, Discover и Scientific American. На рубеже тысячелетий преемственность научной журналистики в нашей стране подверглась тяжелым испытаниям, в каком-то смысле, сделала шаг назад, но только для того, чтобы переосмыслить накопленный опыт, и вернуться с новыми идеями, с новой стилистикой.
Советские научные журналисты писали о своем предмете глубоко, бережно сохраняя научную терминологию. У них была благодарная аудитория – научно-техническая интеллигенция, способная месяц с карандашом изучать формулы и комментарии специалистов. Сегодня тяга к новому не уменьшилась, но увеличилась скорость жизни и стандарты восприятия информации. Интерес к науке сохранился, но изменились требования к подаче информации. Теперь никто не хочет разбираться в хитросплетениях доказательств и постулатов, людям нужен сторителлинг, желательно в картинках. Появился спрос на журналистов, в том числе и со стороны инновационных компаний, способных разобраться в исследовательских отчетах и перевести их на язык, понятный многим.
И в этом как раз журналистам может помочь новый труд американских авторов. «Полевое руководство для научных журналистов» - это сборник рекомендаций, инструкций, размышлений, мнений и подходов известных зарубежных мастеров научной журналистики. Многие из них начинали как специалисты широкого профиля, но рано или поздно ушли в науку.
«По моему нескромному мнению, именно в науке и медицине сегодня возникают самые увлекательные и важные новости в мире. Президентские кампании, войны на Ближнем Востоке — столько всего в общих новостях происходит циклами. Наука, скорее, движется вперед, как стрела, и это движение к знанию ближе всего к «должностной инструкции» человечества. Как вам такая жизнь в центре событий?», - объясняет свой выбор Кэри Голдберг, одна из соавторов книги, научный и медицинский репортер Boston Globe.
«Полевое руководство» состоит из 42 глав, которые объединены в шесть частей, повествующих о разных аспектах работы научного журналиста. Они последовательно отражают сам процесс написания статьи: в первой части описаны подходы и критерии выбора материала, вторая расскажет об особенностях сотрудничества с разными издательствами, третья помогает выбрать нужный литературный стиль, который сформирует и подготовит читателя к восприятию информации».
«Если перед нами эссе, то читатель ждет определенного личного отношения к теме; если это повествование, он ждет ярких деталей и довольно большого количества интриги. Если это расследовательский материал, то читатель готов удивиться и, возможно, возмутиться; если это «вот-это-да-журналистика», он готов поразиться», - делится опытом Джордж Джонсон из New York Times.
Дальше четвертая и пятая уводят в узкие специализации от медицины до генетики, а шестая освещает некоторые аспекты взаимодействия журналистов с пресс-секретарями и приоткрывает тайны корпоративного пиара в научных организациях. Один из секретов успеха научного пиара, который с успехом можно экстраполировать и на другие отрасли экономики, раскрывает Эрл Холланд, глава отдела научных коммуникаций в Университете штата Огайо. «Я всегда считал, что хороший научный пресс-секретарь университета не сильно отличается от хорошего научного журналиста-газетчика. В  первую очередь вы действуете в интересах читателей: что им хочется узнать, что они должны узнать и что они имеют право знать? Такой подход устраивает журналистов, которые получают наши материалы. Они ждут от нас, что мы будем работать, как они, и в свою очередь используют наши материалы как отправные точки для своих, а в этом и заключается наша миссия».
Многие темы в книге поднимаются по нескольку раз, разные авторы высказывают порой диаметрально противоположные точки зрения. Но все они размышляют и ищут рецепты одного продукта – хорошей статьи о научном открытии или исследовании. «Журналистские расследования стоят потраченных на них усилий. Они
могут повлиять на политику государства или отрасли, помочь обезопасить людей и изменить наше общество к лучшему. Для многих журналистов расследования становятся жемчужинами карьеры. Они, как и их редакторы, считают такие материалы лучшими своими работами», - уверен Антонио Регаладо, научный корреспондент Wall Street Journal, работающий жанре расследований.
Несмотря на то, что книга написана американцами и наполнена американскими реалиями жизни, многие из изложенных в ней практических советов и подходов являются универсальными. Источники информации, как хранить материалы, как составлять расписание интервью, какой должна быть структура текста и чем рассказ о научном явлении отличается от репортажа со спортивного матча или литературного произведения – все эти большие и не очень изюминки делают «Полевое исследование» незаменимым практическим пособием для всех, кто пишет о науке.
Сейчас как никогда российской науке очень важны коммуникации, в том числе и отечественной фармацевтической отрасли, в которой я работаю. Долгое время существовал миф, что в России ничего достойного в этой области не производится. Сегодня мы наблюдаем как активизируется давний миф о том, что отечественные препараты не соответствуют своим зарубежным аналогам. Вместо результатов клинических и сравнительных исследований – анонимные истории. Страна нуждается в квалифицированных популяризаторах науки – тех, кто может адекватно, и при этом интересно объяснять суть процессов в отрасли, действительно ли аналоги уступают оригинальным препаратам, механизм работы новой молекулы и траекторию распространения вредоносных вирусов в организме. Без опытных журналистов, работающих не только в рамках отечественного информационного поля, российская наука не сможет завоевать общественное признание.