Золотые ноги. XVII Международный фестиваль балета Dance Open — 2018

Есть такое выражение — золотые руки. Символом нынешнего фестиваля Dance Open, собранного теми самыми золотыми руками — ювелирно, с любовью к предмету (современному балету), материалу (танцовщикам, хореографам, их ученикам) и зрителю, — станут, пожалуй, золотые ноги. В спектакле Жана–Кристофа Майо для Балета Монте–Карло босые ноги Золушки погружают в золотистый песок — так, по сияющим ногам, а вовсе не по хрустальной туфельке ее и узнает Принц после миллиона приключений. Золотые ноги балерины крупным планом — лейтмотив спектакля, напоминающего модный показ. Руководит блестящим экстравагантным балом на музыку Прокофьева, конечно, фея — да не патриархальная крестная, а летучая стрекоза с грацией насекомого, вкрадчивым обаянием и деловитостью волшебного народца. Чем не метафора всего фестиваля?
Впрочем, Dance Open откроется не символической «Золушкой» (ее дают в Александринском театре — там же, где все остальные спектакли, — 6–7 апреля), а не менее эмблематичными гастролями Екатеринбургского балета с классической «Тщетной предосторожностью» (2 апреля). Хореографию Мариуса Петипа и Льва Иванова реконструировал блистательный петербургский знаток истории Сергей Вихарев. Спектакль станет совершено необходимым приношением и трагически ушедшему в прошлом году Вихареву, и Петипа, чье 200–летие в 2018–м отмечает просвещенный мир.
Кстати, об этом (как и обо всем прочем) худрук Екатеринбургского балета, наш же, родной петербургский Вячеслав Самодуров расскажет в формате public talk в "Цифербурге" 3 апреля. Общедоступные (отчасти даже бесплатные) лекции, устраиваемые вместе с ДК Лурье, — отрадная особенность нынешнего фестиваля. Послушать острых на язык и суждения эрудитов "Коммерсанта" и "Российской газеты" Татьяну Кузнецову и Лейлу Гучмазову дорогого стоит. То есть стоит–то недорого, а интереса — на миллион, проверьте сами 9, 11 и 12 апреля.
Но вернемся к основной фестивальной программе. Тему классики на новый лад поддержит "Щелкунчик" Большого театра Женевы (13 апреля). Постановка Йерона Вербрюггена слегка напоминает почерк учителя молодого балетмейстера Жана–Кристофа Майо: та же не слишком погружающаяся в дебри контемпорари хореография на контрасте с ярким декадентским панк–барокко в костюмах и сценографии. То есть в переводе на потребительский — на спектакле будет все понятно, да к тому же не скучно.
Все понятно будет даже в сфере бессюжетного танца, без которого балет XXI века, а вместе с ним и Dance Open немыслимы. Великий и могучий Dutch National Ballet 10 апреля показывает шесть абстрактных миниатюр в диапазоне от Ханса ван Манена до Алексея Ратманского под абстрактным же названием "Сделано в Амстердаме". Все — кристальной чистоты и ясности. А 15 апреля Балет Марибора, которым руководит давний фаворит Dance Open Эдвард Клюг, привозит еще три бессюжетные, но более чем красноречивые короткометражки: "Прогулку сумасшедшего" на "Болеро" Равеля, которую Йохан Ингер сочинил для NDT еще в 2001 году, очаровательный "Сон Хилла Харпера" самого Клюга про горнолыжников в водолазках и презанятный опус Александра Экмана "Левой, правой, левой, правой" — гимнастические па на беговых дорожках.
На закуску — правда, в середине фестиваля, 8 апреля, — приготовлен самый, пожалуй, популистский проект.
Знаменитый испанский мастер фламенко Хосе Антонио, ушедший было со сцены, вернулся и везет в Петербург свою новую большую постановку "Душа фламенко", о которой даже в самой Испании никто толком ничего еще не знает. Сюрприз–сюрприз, и комментарии к нему излишни. В тайне держатся и имена звезд, званных на традиционный гала–концерт, но билетов уже нет, так что и гадать не будем.