"Сваля" едет в Гатчину. Литовский производитель готовится запустить новое производство в Ленобласти

Председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков
Автор фото: Елена Яковлева
Председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков
Автор фото: Елена Яковлева

Литовский производитель молочных продуктов Pieno Zvaigzdes ищет возможность разместить под Петербургом контрактное производство своей продукции.

Выпуск продукции под маркой "Сваля", принадлежащей компании Pieno Zvaigzdes, может начаться на заводе, входящем в группу компаний "Галактика", в Гатчинском районе. По данным участников рынка, первый раунд переговоров о контрактном производстве между Pieno Zvaigzdes и "Галактикой" прошел в мае, производство может быть запущено уже в октябре этого года. По данным экспертов, Pieno Zvaigzdes может выпускать в Гатчине молоко, йогурты, сметану, сливки.
Председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков не комментирует возможность сотрудничества с Pieno Zvaigzdes. Но он напомнил, что "Галактика" уже производит для финской компании Valio питьевые йогурты, ультрапастеризованное молоко и сливки. "Галактика" недозагружена: перерабатывает лишь 300 т молока в сутки при проектной мощности 400 т. Доля продукции, которую "Галактика" производит по контракту, — 10% от общего объема производства. Оборот "Галактики" за 2016 год составил 4,6 млрд рублей. Совладельцы компании — Максим Иванов и Игорь Дю.
"Сотрудничество с иностранными компаниями дает возможность дополнительно загрузить производство, обменяться опытом", — комментирует Дмитрий Пинчуков. Pieno Zvaigzdes — литовская компания, крупнейший переработчик молока в странах Балтии. Оборот компании в 2017 году — 167 млн евро (рост на 11%). До 2014 года более 30% выручки компании приходилось на Россию. В 2013–м на марку "Сваля" приходилось 1,3% российского рынка сыров, а в 2017 году из–за продуктового эмбарго ее доля упала почти до нуля. Сейчас Pieno Zvaigzdes поставляет в Россию мороженое и глазированные сырки, которые не вошли в список запрещенных продуктов.

Контракты спасают

Pieno Zvaigzdes уже работает по контракту с Бобровским сыродельным заводом (Воронежская область), производя здесь сыр. В феврале стало известно, что Pieno Zvaigzdes планирует построить под Москвой собственный сырный завод мощностью 12 тыс. т продукции в год, инвестиции составят 1 млрд рублей. Правда, позже руководство компании опровергло информацию о строительстве завода.
"Контрактное производство позволяет фирмам локализоваться без глобальных инвестиций и частично восстановить долю рынка", — говорит представитель Национального союза производителей молока Мария Жебит.
"Бренд "Сваля" — известный, если компания укрепит позиции на рынке за счет локализации, она сможет вернуть свою долю, поскольку пользуется доверием у потребителя", — считает Михаил Мищенко, глава Центра изучения молочного рынка.
Из–за контрсанкций такие игроки, как Valio, Lactalis, Arla, FrieslandCampina, потеряли возможность привозить в Россию свои продукты. Бывшие экспортеры стали запускать контрактное производство и покупать действующие предприятия. Так, Valio разместило заказы на подмосковном заводе "Кохмайстер Рус" (сливочное масло), на Великолукском молочном комбинате (сыр) и на той же "Галактике".
Между тем рынок молочных продуктов стагнирует: их потребление в прошлом году составило 30 млн т, что на 2,5% меньше, чем было в 2016 году. При выборе молочной продукции покупатель часто ориентируется на бренд. Если на рынок будут возвращаться известные бренды, например "Сваля", их продажи быстро возрастут, считают эксперты.
В 2014 году Valio  потеряла 90 % своего ассортимента, поставлявшегося ранее из Финляндии. «Всего за три года мы смогли перестроить бизнес и вернуться во все ключевые для себя категории на рынке – сегодня 90 % продукции, представленной на российском рынке, производится на локальных мощностях - на партнерских площадках, а также на собственном заводе финского концерна в Московской области. Из Финляндии поставляются различные напитки и детское питание», - добавляют в компании. В 2017 году оборот дочернего подразделения Valio в РФ вырос на 14 %, а объемы производства продукции Valio на партнерских площадках - на 9 %. В этом году компания уже запустила производство на контрактных площадках таких продуктов как сыр под брендом Atleet, творог и йогурт Valio Clean Label. В прошлом году  оборот дочернего подразделения Valio в РФ составил 91 млн евро – это на 14 % больше, чем в 2016 году.
Развитие контрактного производства, наряду с развитием собственного завода концерна в Подмосковье, – стратегически важное направление работы для Valio, отметили в пресс-службе компании.