От идеи до мирового признания. Самые яркие стартапы родом из Петербурга

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс

В Петербурге родилось множество бизнес–проектов, которые получили признание на мировой арене стартап–индустрии. "ДП" сделал подборку самых ярких из них.

Пожалуй, самым известным и грандиозным стартапом родом из Петербурга до сих пор остается детище Павла Дурова социальная сеть "ВКонтакте". Студент филфака СПбГУ в 2005 году запустил spbgu.ru (крупнейший тогда форум студентов СПбГУ), а годом позже создал "ВКонтакте". Первым инвестором был его одноклассник Вячеслав Мирилашвили, сын известного предпринимателя Михаила Мирилашвили. Так, с $30 тыс. 12 лет назад началась история самой крупной российской соцсети, которая оценивается минимум в $3 млрд и входит в топ–10 самых посещаемых сайтов мира с аудиторией 97 млн человек в месяц.
История "ВКонтакте" — крупнейший, но единственный пример того, как из идеи родился крупный бизнес, добившийся успеха не только в одном городе или даже целой стране, но и за ее пределами.

Лингвистическое турне

Петербуржцы Марина Могилко и Дмитрий Пистоляко, выпускники экономического факультета СПбГУ, запустили свой сервис LinguaTrip в 2015 году и тогда не могли представить, что попадут в Силиконовую долину. Интернет–сервис помогает в поиске курсов в международных языковых школах, а также в подборе жилья рядом с местом учебы.
Пройдя программу обучения в петербургском стартап–акселераторе SumIT, предприниматели затем получили приглашение от глобального акселератора 500Startups, который в последующем проинвестировал проект.
Сейчас в партнерах LinguaTrip 500 школ и 100 колледжей и университетов, которые предлагают уже не только языковые курсы, но и классическое высшее образование: MBA, бакалавриат. Самые популярные направления, которые выбирают клиенты стартапа для образовательного тура, — это Великобритания, Мальта, Ирландия, Канада.
"Нашими услугами пользуются ребята со всего мира. Это 90 стран, в том числе Россия, Филиппины, Германия, Индонезия, — рассказывает Марина Могилко. — Команда наша тоже абсолютно международная: 143 сотрудника работают в разных уголках мира — в России, на Украине, в Белоруссии, США и Индонезии".

Русский "сарафан" полюбили в США

Впечатляющих успехов добился на международном рынке стартап Sarafan — участник "Биржи стартапов" "ДП" 2015 года. Стартап помогает понять, одежда каких брендов надета на сфотографированном человеке, и подсказывает, где можно купить то же самое. Проект получил грант от Microsoft, инвестиции $400 тыс. от фонда the Untitled и фонда Сергея Дашкова. В клиентах компании более 50 модных брендов, в том числе международные.
"Начинали мы в России, первых инвесторов, клиентов и партнеров тоже нашли здесь, — рассказывает Андрей Корхов, генеральный директор Sarafan Technology. — Но цель масштабировать бизнес в США мы поставили себе почти сразу. Поэтому уже через год после запуска проекта открыли офис в Нью–Йорке и начали продвижение продукта на американский рынок".
По словам основателя проекта, разработка продукта по–прежнему ведется в Петербурге, а в Нью–Йорке находится CEO, продажи и маркетинг. Несмотря на то что технология распознавания одежды по фотографии в США была известна ранее, Sarafan смог разработать для искушенного рынка качественно новый формат продукта — виджет, который встраивается в любое изображение на сайте и воспринимается не как реклама, а как полезный рекомендательный сервис.
"В итоге только за 2 месяца работы в США мы подключили 31 сайт с количеством уникальных пользователей более 100 тыс. в месяц, — сообщает Андрей Корхов. — Сегодня в нашей партнерской программе зарегистрировано более 100 сайтов из России, СНГ и США. Продукт оценили так высоко, что партнером стартапа стал издательский дом Independent Media (виджет Sarafan, например, размещается на страницах популярного сайта Cosmopolitan).
Сейчас стартап планирует выход на рынки Индии, Европы и открытие полноценного представительства в Лондоне. "Мы уже нашли первых партнеров на европейском рынке и начали продажи", — сообщил Андрей Корхов.

Петербургские пилигримы

Увидеть историческую достопримечательность в первозданном виде туристам помогает стартап Piligrim XXI, участник "Биржи стартапов" 2016 года. Разработки компании, которые команда начала в 2013 году, позволяют создавать полномасштабные реконструкции утраченных архитектурных сооружений и событий прошлого на исторических местах, формируя новые туристические маршруты по всему миру. Туристы, например, могут любоваться не только обломками Помпеи, но и всей красотой этого древнего города, оценить неприступность Бастилии, сравнить с оригиналом крейсер "Аврора".
В 2014 году в проект поверил Фонд предпосевных инвестиций Петербурга: за 25% проекта он вложил в компанию $170 тыс. А в 2016 году российский разработчик платформы дополненной реальности в сфере туризма привлек испанских инвесторов — компанию Way2Wow. Испанцы получили 25% компании, выкупив долю российского инвестора.
Piligrim XXI запустил более семи полномасштабных парков дополненной реальности в пяти странах Европы.
"Мы создавали AR–парки (augmented reality, AR — "дополненная реальность". — Ред.) на месте утраченных исторических сооружений по всей Европе. В ходе работы нашим разработчикам приходилось постоянно выезжать на места реконструкций — во Францию, Италию, Болгарию, — рассказывает совладелец компании Илья Коргузалов. — В итоге у нас родилась идея предложить отрасли универсальные и предельно простые инструменты для дистанционного размещения AR–проектов по всему миру".
В этом году компания Piligrim XXI запускает свой самый масштабный проект — универсальную технологическую платформу Arcona, которая будет автоматически генерировать слой дополненной реальности в любой точке планеты. По задумке основателей, новый инструмент дает возможность удаленного размещения и управления 3D–контентом.
"Находясь в Петербурге, вы с легкостью сможете организовать интерактивное шоу в Нью–Йорке или Токио, не покидая пределов дома", — поясняет бизнесмен.
Стартап неоднократно выигрывал всевозможные тематические конкурсы, получил грант от Microsoft, статус резидента "Сколково".
Недавно к проекту присоединился испанский холдинг LARROT, работающий в отрасли коммерческой и инфраструктурной недвижимости более 10 лет. По словам Коргузалова, руководство LARROT заинтересовано в сохранении исторического наследия Испании и развитии местной археологии, для чего хочет восстановить в дополненной реальности древние памятники.

Робот–рекрутер

Выпускник юридического факультета Финансово–экономического университета Владимир Свешников с другом Александром Ураксиным смогли придумать проект Stafory, который потряс всю HR–индустрию не только в России, но и в мире: сервис для подбора массового персонала, который стал известен рынку как "Робот Вера". Робот в 10 раз быстрее, чем человек, подбирает подходящие резюме с сайтов вакансий, обзванивает их и задает вопросы, распознает ответы и выделяет заинтересованных. Их кандидатуры смотрит живой рекрутер, он же выбирает кандидатов для видеоинтервью, которое снова проводит робот.
На старте в 2015 году в стартап было вложено 500 тыс. рублей, проект заметил Фонд развития интернет–инициатив, инвестировав в него сначала 17 млн рублей, а потом 50 млн рублей. Позже партнером компании стал многопрофильный холдинг Arloid Group, офисы которого расположены в Дубае, Сингапуре и Западной Европе.
Робота–рекрутера наняли МТС, PepsiCo, Kelly Services, Альфа–Банк, "М.видео" и другие компании, например Al Tayer, DEWA Holding и Al–Ghurair, Tecom в Объединенных Арабских Эмиратах.