Город–315: как Петербург отмечал день основания

Автор фото: Виктор Тихомиров

Ретроспектива дней рождения Петербурга

Петербург в это воскресенье отметит 315 лет со дня основания, но этот праздник и появился далеко не сразу, и что с ним делать, тоже придумывали довольно долго.
До революции торжественные мероприятия такого калибра были редкостью: с одной стороны, логистика и состояние инфраструктуры не позволяли, с другой — практика регулярных светских праздников была в то время не распространена: за исключением Нового года, все они были либо церковными, либо привязанными к семейной хронике императорской семьи.
Это не мешало монархам устраивать по тому или иному случаю "внеочередные" торжества, но без злоупотреблений. Елизавета Петровна, даром что была дочерью Петра Великого и обожала праздновать в том числе и годовщины отцовских побед, 50–летний юбилей города как–то упустила из виду. Возможно, ей просто не пришло в голову, что это тоже может быть праздником. Еще через 50 лет Александр I постановил юбилей отметить, и вот тогда уже была и пушечная пальба, и иллюминация.
Однако и 100–летний юбилей, и 200–летний были привязаны в первую очередь к персоне Петра. Центральным событием торжеств было поклонение его могиле делегаций всех, как бы сейчас сказали, руководящих органов, регионов и общественности. Промежуточный, 150–летний юбилей пришлось тоже пропустить: началась Крымская война, и было не до того, а после войны с деньгами было туго. Вместо этого в 1872 году с размахом отметили 200–летний юбилей самого Петра I, прокатившийся по всем городам, к которым первый российский император имел отношение.
В 1903 году "День города" обогатился понятием подарков горожанам. К этой дате торжественно открыли Троицкий мост, а городская Дума выделила деньги на закладку двух десятков училищных домов и больниц. Зданием Нахимовского училища, клиникой им. Отта и многим другим Петербург обязан 200–летию. Беднякам, кстати, в честь такого события простили долги за лечение в больницах.
Самым странным стал 250–летний юбилей города, который к тому моменту назывался уже Ленинградом. В 1953 году, как положено, отмечать его не стали, а сделали это только в 1957 году. Существует несколько версий причины: смерть Сталина, борьба за власть после его смерти, неудобное положение в связи с развернувшимся "ленинградским делом", ревность руководства СССР к ленинградской парторганизации, неясная трактовка темы блокады, которая была непопулярной в руководстве страны, но которую вроде как и не вспомнить нельзя было.
Возможно, сыграли свою роль все факторы, но документально ни одна из версий не подтверждается — юбилей как бы просто решили не проводить, а снова вспомнили о нем только в 1957 году. Почему? Партийные чиновники друг другу скомканно говорили, что–де "свой облик город получил только в 1707 году", а народу вообще ничего решили не объяснять — в газетах того времени грядущий юбилей изредка упоминается, но только вскользь. Даже с датой определились в последний момент и перенесли ее на 22 июня.
Тематика празднования была очевидной. К могиле Петра I, конечно, никто уже не ходил, акцент сделали на революции и обороне Ленинграда. Город наградили орденом Ленина, открыли несколько монументов, установили на Финляндском вокзале "ленинский" паровоз, устроили военно–морской парад на Неве и несколько массовых демонстраций. Юбилей оказался совмещенным с годовщиной начала Великой Отечественной войны, и со стороны все выглядело так, как будто вспоминают именно ее — даже салют начался в 22 часа. А Никита Хрущев именно в этот день расправлялся в Москве с оппозиционной группой Молотова — Кагановича.
Советскую власть, как и царскую, интересовали только юбилеи — "фестивалить" ежегодно они не собирались. Такое понятие, как День города, появилось лишь в начале перестройки, когда стремительно беднеющей стране решили дать по крайней мере побольше праздников. Первый из них состоялся в Ленинграде в 1986 году. Это было время, когда скрепы уже понемногу начинали распадаться, а взгляды на историю становились шире. Центральной фигурой празднования снова стал Петр I. Не в монархическом, конечно, а, скорее, в кинематографическом изводе, но все–таки были и парусники во главе с ботиком, и костюмированные представления.
Более свободный по формату, День города стал быстро вытеснять революционные праздники в качестве главного городского события.