Если друг оказался вдруг. При каких условиях можно брать лучших друзей на работу в свою компанию

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Вопреки распространенному убеждению руководитель может брать на работу близкого друга, не беспокоясь о возможных рисках для компании. Для этого, правда, нужно обязательно соблюсти ряд нехитрых правил. В этом случае потенциальная польза от такого "новичка" в команде для компании будет намного больше, чем потенциальные минусы от его пребывания в коллективе.

Для того чтобы правильно "схантить" друга в свою компанию, руководителю прежде всего нужно осознать, что ничего плохого в этой ситуации нет. Близкое знакомство, считают эксперты, не должно стать причиной, из–за которой компания может потерять компетентного потенциального сотрудника. Если следовать простым правилам и заранее предупредить возможные риски, добрый друг на работе может принести и начальнику, и бизнесу огромную пользу. Плюсов в этом случае будет больше, чем минусов.

Как правильно нанять друга

"Ничего опасного в том, чтобы нанять друга, я не вижу, — говорит Ирина Кузьмина, руководитель практики "ИТ и Телеком" агентства PR Partner. — Ты уже достаточно хорошо знаешь человека, не нужно тратить время на притирки. В первую очередь ты уменьшаешь риски столкнуться с неприятными вещами, которые сложно выявить на собеседовании".
Практика показала, что такие кандидаты ответственны, лояльны к работодателю и держатся за рабочее место, отмечает Татьяна Долякова, генеральный директор агентства ProPersonnel.
"Как совладелец бизнеса, я имею большой положительный опыт взаимодействия с друзьями по рабочим вопросам как в качестве партнера, так и в качестве работодателя. В этом нет ничего плохого, ведь друзья — это люди, которых изначально объединяют общие взгляды и интересы, контакт уже налажен, решение многих вопросов может пойти быстрее и продуктивнее", — делится опытом Иван Громко, управляющий партнер Redday production.
Все это справедливо, если помнить о рисках и стараться их нейтрализовать. Личные отношения и сложившееся в связи с ними впечатление о человеке могут сбить фокус и привести к найму некомпетентного сотрудника, напоминает Денис Круглов, эксперт Korn Ferry Hay Group. Чтобы избежать этого, психологи советуют отключать эмоции в период найма. "Важно понимать, что быть хорошим другом и хорошим профессионалом не одно и то же. Поэтому важно беспристрастно подходить к решению о найме друга, трезво оценивать его опыт с точки зрения пользы для компании. Надо делать ставку не на личные качества человека, а на профессиональные способности и общие цели", — подчеркивает Борис Аникеев, HR–директор проекта "Совесть". Всегда держите в голове, что поведение и действия вне работы могут разительно отличаться от того, что происходит при выполнении рабочих задач, говорит Денис Круглов.
Наем друга на работу должен проходить на общих основаниях: конкурс резюме, интервью со специалистом и прочее. Друг должен отчетливо понимать, что его нанимают как профессионала, а не как друга. Протокол принятия на работу должен быть полностью соблюден, настаивает Иван Громко.
Менеджерам стоит сделать все возможное, чтобы приглашенный друг работал не под их прямым руководством, а, к примеру, в смежном департаменте, подчеркивает Вадим Скосырев, представитель компании QBF. "Проще, когда друзья являются коллегами, а не начальником и подчиненным", — отмечает он. Своих нельзя брать в прямое подчинение, подтверждает Сергей Ожегов, генеральный директор "СерчИнформ". "Если корпоративная культура предполагает, что начальник общается с сотрудниками на "вы", такой же официальной формы общения рекомендуется придерживаться и по отношению к друзьям, какими бы близкими они ни были", — говорит Вадим Скосырев. "Нанимая друзей на работу, стоит задуматься над двумя вопросами. Во–первых, новичок должен быть профессионалом, который сможет сделать вклад в развитие бизнеса. Во–вторых, важно, чтобы работодатель мог создать для друзей условия, на которые они рассчитывают: высокопрофессиональные специалисты вряд ли будут работать с полной отдачей только ради дружбы", — отмечает Вадим Скосырев.

Главные ошибки

Снять риски при найме друзей — полдела. Не менее важно не допустить ошибок при адаптации в коллективе.
"Представляйте человека коллективу только по его деловым качествам. Лучше, если вашего друга представит непосредственный руководитель или представитель HR", — отмечает Ольга Цыгарина, бизнес–тренер Академии продаж и лидерства Tack&Tmi международного кадрового холдинга Gi Group.
"Не стоит скрывать от коллектива, что в команду вливается друг руководителя. Коллеги в век соцсетей и так узнают, что между шефом и новичком есть неформальные отношения, и, если им не говорили этого, почувствуют себя обманутыми", — напоминает Вадим Скосырев. Недосказанность может стать фатальной ошибкой, предупреждает Иван Громко. В обратном же случае сотрудники поймут, что дружеские отношения в данном случае ничего не решают и не дают преимуществ, и будут спокойнее, говорит Сергей Ожегов.
"Опасно, если кандидат, устраиваясь в компанию друга, рассчитывает на дополнительные премии, индивидуальный график, стремительный карьерный рост и другие привилегии, которые получит по дружбе", — говорит Вадим Скосырев. Ошибкой руководителя будет не проговорить все эти моменты "на берегу", то есть до собеседования. Психологи поясняют: подсознательно эти ожидания будут практически у всех, и их обязательно надо разрушить. "Друг, хотите вы или нет, автоматически будет руководствоваться кодексом отношений "до совместной работы". Так что сразу договоритесь, что можно, что нельзя, кто оценивает результат и что вы ни при каких обстоятельствах не будете третейским судьей в его рабочих отношениях", — подтверждает Ольга Цыгарина.
"В любом случае, если вы берете на работу друга, имейте в виду, что он рассчитывает на вашу поддержку. Пригласите его на совместный обед, познакомьте с коллегами, предложите свою помощь. Если коллектив увидит, что вы хорошо расположены к этому человеку, то, на мой взгляд, к нему сразу будет больше доверия и симпатии со стороны окружающих", — считает Ирина Кузьмина. Главное, подчеркивают HR–эксперты, не переборщить: во избежание конфликтов в коллективе менеджеру ни в коем случае нельзя выделять нового сотрудника.

Ни при каких условиях

Ситуации, в которых HR–cпециалисты все же советуют ни в коем случае не нанимать друга, есть. Об этом стоит помнить руководителям, которые берут в команду не прошедших или даже вовсе проваливших собеседование друзей, а также топ–менеджерам, нанимающим на работу друзей, которые по личным качествам и убеждениям не смогут вписаться в корпоративный дух компании. Нанимать друзей в компанию — это всегда определенный риск, справедливо напоминает Борис Аникеев. Риск для бизнеса и для дружбы, подтверждают психологи.