Первый год Матвиенко. Чем запомнился приход нового губернатора Петербурга в 2003-м

Автор фото: Андрей Кульгун

2003 год отметился ростом доходов населения, реформой алкогольного рынка, но для Петербурга прежде всего — новым губернатором и празднованием юбилея.

Официально вступив в октябре в должность губернатора Петербурга, Валентина Матвиенко за первые же месяцы собирает свою звездную команду, ее вице–губернаторами, в частности, становятся Михаил Осеевский (финансово–экономический блок), Олег Виролайнен (ЖКХ), Александр Вахмистров (строительство), Людмила Косткина (социальные вопросы), Юрий Молчанов (инвестиционная политика). Алла Манилова возглавляет комитет по печати, сменив на этом посту Ирину Потехину, но вице–губернатором она станет только в 2008 году.
Главным итогом первых месяцев работы новой команды Смольного становится целый пакет документов, призванных изменить правила игры на строительном рынке. Землю и городские объекты инвесторы смогут теперь приобретать только на торгах, плата, перечисляемая инвесторами в бюджет при получении городских участков на развитие инфраструктуры, увеличивается вдвое, отменяются рассрочки.

Поток нефтеметров

Объемы ввода нового жилья в 2003 году в Петербурге бьют рекорды — 1,7 млн м2, что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. По росту цен город почти догоняет Москву — 40% за год против 45% в столице. Цены на элитное жилье достигают $2–3 тыс. за 1 м2. Эксперты начинают говорить о возможном затоваривании и замедлении роста, но оно произойдет еще не скоро. В 2003 году на рынок выходят несколько новых игроков рынка недвижимости — компании "КВС", "Созвездие", "ГлавСтройКомплекс", запускается проект сети бизнес–центров "Сенатор" холдинга "Империя" Андрея Фоменко (сегодня — крупнейшей в Петербурге).
Развиваются также два мегапроекта: возобновление строительства дамбы и строительство второй сцены Мариинского театра. Что касается первого, то 75% работ по проекту 1970–х годов было выполнено еще в 1980–е, в 1990–х строительство было приостановлено, а в 2000–х возобновилось, но медленно из–за нехватки финансирования. Предыдущий глава города Владимир Яковлев предлагал разбить проект на участки работ и проводить конкурсы по каждому. Валентина Матвинко быстро включается в процесс, проводятся совещания, и в итоге на завершение строительства удается привлечь международное финансирование: займы ЕБРР ($245 млн) и Северного инвестиционного банка ($40 млн).
В конкурсе на вторую сцену Мариинского театра тем временем побеждает проект французского архитектора Доминика Перро, обойдя 10 российских и иностранных соперников. Статус архитектора проекта продержится за ним до 2007 года, когда заказчик окончательно откажется от его услуг, обнаружив, что в представленной документации отсутствуют проекты водоснабжения здания, канализации, вентиляции и пр.

Атрибуты успешности

Еще одним следствием роста нефтяных доходов в 2003 году становится небывалый рост продаж новых автомобилей, в том числе премиум–класса (сыграло роль и повышение ввозных таможенных пошлин на автомобили старше 7 лет). "Даймлер Крайслер Автомобиль РУС" отчитывается о росте продаж Mersedes–Benz в России за 2003 год в 1,5 раза, Chrysler / Jeep — в 2 раза. Продажи Lexus увеличиваются в 4 раза. Toyota, планируя продать за год 20 тыс. автомобилей, продает в итоге 26 тыс.
Город начинает заполняться автосалонами. В 2003 году в Петербурге начинают работать автодилеры "Аларм–Моторс" и "Звезда Невы". Развиваются рынки страхования и лизинга.
В декабре открывается первая IKEA (строительство комплекса удается завершить за 9 месяцев), на рынок входит немецкий ретейлер Metro Cash&Carry.
Год отметился ужесточением алкогольного законодательства. С июня 2001 года на всей территории РФ работали акцизные склады, где осуществлялся контроль за алкогольной продукцией с момента ее производства до отгрузки. К концу 2002 года в стране насчитывалось около тысячи производителей алкоголя, не считая пива (сегодня — около 300), и еще столько же — оптовых организаций со статусом акцизного склада.
Существующая система, при которой акцизы уплачивались пополам и производителем и оптовым складом в региональный и в федеральный бюджет, создавала платформу для лоббирования властями местных производителей. В 2003 году были приняты изменения в 171–й Федеральный закон, согласно которым производитель стал уплачивать полностью весь акциз в федеральный бюджет, а акцизный склад оптовой организации — в региональный.

Праздник и аресты

Весной 2003 года проводится масштабное празднование 300–летия Петербурга, на которое направляется 40 млрд рублей — больше половины доходной части бюджета города за год. На проводимый в его рамках саммит прибывают главы 45 государств, проводится свыше 2600 юбилейных мероприятий. К этому моменту завершена реставрация основных достопримечательностей, а в Стрельне открывается восстановленный за 2 года Константиновский дворец–музей конгрессов.
Осенью того же года произойдут события иного толка: в сентябре покидает страну и просит политического убежища в Великобритании Борис Березовский, а в октябре арестовывают одного из богатейших предпринимателей страны и главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. Но на позитивный прогноз роста экономики это никак не влияет.
В 2003 году мне было 40 лет, переходный возраст для мужчины, когда меняются взгляды, и я тогда решил основать свою вторую компанию (первой была компания «Фаэтон», основанная в начале 1990–х. — «ДП»), которая включала бы сразу несколько направлений, в том числе девелопмент, строительство и пр. Тогда было время расцвета для бизнеса, когда можно было воткнуть палку в землю — и она зацветет. Не было такого прессинга со стороны чиновников и правоохранительных органов: меньше административных барьеров, милиция тогда занималась поиском преступников, а не так, как сегодня, когда правоохранительные органы изобретают новые преступления и, по сути, гражданские дела относят к уголовным. Кредиты получить тоже никакой проблемы не составляло, было ощущение, что власть заинтересована в бизнесе и во взаимодействии с ним, что будущее — за людьми предприимчивыми, а не приближенными. Все это создавало простор для творчества, все росло и развивалось. Девелопмент — это была по–настоящему цветущая отрасль, я не знаю, какую отрасль можно назвать такой сегодня. Тогда было создано много компаний, которые продолжают работать и сегодня.
Владимир Хильченко
президент холдинга "Созвездие Водолея"
В 2003 году был создан Клуб профессионалов алкогольного рынка. В то время шло усиление государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции, и клуб должен был стать информационно–аналитической платформой для развития конструктивного диалога между всеми институтами власти Петербурга и городскими операторами алкогольного рынка. Еще 2003 год запомнился одной из самых ярких рекламных кампаний зонтичных брендов, которую проводила туристическая компания «ЕвроТурСервис», входящая в структуру алкогольного дистрибьютора «Евросервис». Зимний отдых в Лапландии и водка «Лапландия» рекламировались под слоганом: «Лапландия — отдых без похмелья». До 2003 года производители водки, не имея законодательной возможности рекламировать алкоголь- ную продукцию, занимались партизанским маркетингом: выпускали одноименную воду и формально занимались ее продвижением. Но у контролирующих органов возникало очень много вопросов, так как объемы продаж воды явно не соответствовали затратам на рекламу. Эта история доказала, что можно в рамках одной рекламной кампании успешно продвигать совершенно разные коммерческие продукты и услуги.
Максим Черниговский
генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка"