Как заработать на фестивалях за пять шагов

Автор фото: Валентин Беликов
Предпринимательница Татьяна Соловьева

Предпринимательница Татьяна Соловьева занялась организацией фестивалей детского творчества в 2008 году, объединив туристическое и ивент–направления. Сейчас ее компания "Салют Талантов" проводит в среднем 100 мероприятий в год в России, СНГ, Азии, Европе с оборотом более 300 млн рублей в год.

После переезда в Петербург из Бреста предпринимательница Татьяна Соловьева начинала свой путь продавцом в салоне сотовой связи, со временем сменив должность на ивент–менеджера. Вскоре она занялась организацией свадеб и корпоративов, объединив силы с матерью, которая переехала в Петербург и открыла турагентство. И если изначально оба бизнес–направления связывали только расчетный счет и офис, то в 2008 году предпринимательницы решили организовать свой первый фестиваль детского творчества. Партнеры курировали туристические и организационные вопросы сообща: жюри, тайминг и пр. Они открыли ООО "Событие" ("Салют Талантов") и вложили $10 тыс. собственных средств.
С тех пор штат компании вырос с 3 до 50 человек. Предпринимательницы ежегодно проводят уже 100–120 фестивалей в городах России, СНГ, Европы и Азии, в каждом проекте принимает участие до 600 детей. Участие в фестивале платное — в среднем по рынку оргвзнос составляет 1 тыс. рублей. Тем не менее собранные средства не окупают затраты на аренду зала, наградную продукцию, технику и др. Основной доход приносит сопутствующий фестивалям туристический продукт: экскурсии, питание и пр. — около 12 тыс. рублей с одного участника. С 2007 году в фестивалях компании приняли участие 180 тыс. человек.
Сейчас у "Салюта Талантов" четыре направления: организация фестивалей творчества, семинаров и др. Оборот компании составляет более 300 млн рублей в год.

С песнями и танцами

"После кризиса мы переориентировались с Европы на Россию", — рассказывает Татьяна Соловьева. По ее словам, их основной клиент — педагоги, которые преподают в различных домах творчества. Конкурсы и фестивали позволяют школьникам демонстрировать свои таланты и получать награды. Поэтому все фестивали проходят в течение учебного года, календарь событий компания формирует заранее.
Важна инфраструктура города, где будет проходить фестиваль: не все города могут одновременно разместить 600 школьников. Как правило, обслуживанием фестиваля такого масштаба занимаются около 15 человек — менеджеры, гиды, ведущие, жюри и пр. В числе самых успешных проектов компании — Хоровой чемпионат России, Детско–юношеский чемпионат России по народным танцам и пр.

Большая аудитория

Всего в России работают примерно 10 крупных компаний, проводящих международные детские фестивали, среди них "Салют Талантов", "Я могу", "Триумф" и так далее. Кроме того, педагоги могут проводить и собственные небольшие конкурсы.
С точки зрения Елены Лащенко, гендиректора компании "Арт–Центр Плюс", такие компании сосредоточены в городах–миллионниках. "Этот рынок рассчитан более чем на 4 млн детей, которые получают дополнительное образование", — комментирует эксперт. Объем российского рынка детских фестивалей в 2017 году составил более 250 млрд рублей.