Лесные дороги вышли из тупика. Заготовке древесины в Ленобласти поможет строительство новых трасс

Автор фото: Ксения Потеева

Лесопромышленники Ленобласти увеличат заготовку древесины за счет возможности строить новые лесные дороги. За 2 года объем вырубки упал почти на четверть.

Областные лесопромышленники смогут нарастить объемы заготовки древесины за счет строительства новых лесных дорог. Такую возможность им дает постановление регионального правительства, которое было принято еще 16 апреля. Однако участникам рынка оно стало широко известно лишь в конце мая.
Вопрос увеличения объемов заготовки особенно актуален для Ленобласти: за последние 2 года он снизился на 23%.
По данным областного комитета по природным ресурсам, вырубка леса в регионе уменьшилась с 6,4 млн м3 в 2015–м до 4,9 млн м3 в 2017 году. При этом расчетная лесосека составляет 8,5 млн м3 в год. Участники рынка прогнозировали, что уменьшение объемов лесозаготовки может привести к уходу с рынка небольших игроков.
Чиновники объясняют отрицательную динамику погодными условиями: второй год в регионе теплые зимы и дождливое лето, что мешает заготавливать и вывозить древесину из леса. Еще одна причина — временный запрет на так называемые санитарные рубки в течение 2017 года.

Без дорог нет леса

Участники рынка полагают, что дело не только в этом. Так, до 2015 года лесопромышленники могли добывать песок для своих нужд, то есть для строительства лесных дорог, в упрощенном режиме.
Лесопользователям не нужно было получать лицензию для добычи, если она велась без применения взрывных работ и на глубине не более 5 м. На таких условиях компании могли разрабатывать месторождения, расположенные на взятых ими в аренду участках лесфонда. Такой порядок был выгоден предприятиям ЛПК.
"Три года назад федеральное правительство внесло изменения в порядок добычи полезных ископаемых, приравняв лесопользователей к "традиционным" разработчикам карьеров", — напоминает глава Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов. После этих изменений арендаторы лесфонда должны были покупать песок у разработчиков карьеров либо получать лицензию на добычу полезных ископаемых и инвестировать в это новое и ненужное для себя направление, поясняет Юрий Орлов.
В связи с тем что эти правила требовали от компаний дополнительных инвестиций и затрат на закупку песка, строительство новых лесных дорог в регионе практически не велось.
Между тем именно создание инфраструктуры позволяет компаниям осваивать новые участки леса. Возможность упрощенной добычи песка и, соответственно, строительство трасс помогут предприятиям ЛПК увеличить заготовку древесины, говорит Юрий Орлов. Кроме того, лесные дороги нужны для проведения лесовосстановительных и противопожарных работ.
По данным участников рынка, последние 3 года большинство компаний не строили новые дороги и не проводили их ремонт. Небольшие лесопользователи попросту воровали песок.
Теперь ситуация может измениться, поскольку новое распоряжение правительства Ленобласти вернуло упрощенный порядок добычи песка, который действовал до 2015 года.

Новый старый порядок

Ежегодно арендаторы готовят проект освоения лесов. Теперь в него разрешено включать информацию об участках лесфонда, где можно добывать песок, а также сведения о том, сколько песка и для каких нужд планируется добыть.
Следить за тем, чтобы лесопользователи не торговали полезными ископаемыми, будут Рослесхоз, региональные власти и природоохранная прокуратура.
Участники рынка радуются грядущим изменениям, но пока еще не очень верят своему счастью.
"Мы уже давно не строим полноценных лесных дорог, пока делаем небольшие трассы с помощью бревен, которые служат не более года или 2 лет. Теперь, когда есть возможность добывать песок самим, мы сможем строить дороги и осваивать участки лесфонда, где трассы еще не проложены. Кроме того, наличие лесных дорог позволяет оперативно проводить все противопожарные мероприятия, а значит, сокращать убытки от лесных пожаров", — поясняет Виктор Гусев, гендиректор ЗАО "Петровлес".
"До недавнего времени мы не закупали песок у сторонних организаций, потому что рядом нет карьеров, а везти эту продукцию издалека дорого. Теперь мы возобновим строительство дорог", — говорит Андрей Шик, гендиректор компании "ММ Ефимовский". Кроме того, можно будет проводить ежегодный полноценный ремонт существующих трасс, добавляет он.
Впрочем, есть и исключения из правил. Те, кому дороги действительно были очень нужны, находили возможность их строить. Например, компании финского холдинга Metsa Group в Подпорожском районе покупали песок у разработчиков карьеров. По словам гендиректора ООО "Мется Свирь" Вячеслава Канатова, в год холдинг строит около 20 км магистральных дорог на 279 тыс. га. Строительство 1 км лесных дорог стоит 1–1,5 млн рублей. Теперь стоимость может снизиться примерно на 15%, полагают эксперты.
Примечательно, что никто из опрошенных "ДП" участников рынка не говорит даже примерно, насколько может у них вырасти объем заготовки древесины. Тем не менее, по некоторым оценкам, в целом в течение 2 лет рост общего объема заготовки может составить 10–15%.
"Несомненно, объемы заготовки вырастут, если новое постановление будет реально работать. Мы очень на это надеемся. Пока все необходимые документы для добычи песка по новым правилам планирует подать одно из хозяйств Тихвинского района", — говорит Юрий Орлов.
Всего в Ленобласти работает более 300 арендаторов лесного фонда, которые заготавливают продукции примерно на 30 млрд рублей в год. Половина оборота приходится на малые и средние предприятия. Крупные заготовители — компании "ИКЕА Тихвин Индастри", "Лесплитинвест", "ММ–Ефимовский", "Мется Форест Подпорожье" и другие.