Вложиться в лето: сезонные вклады теряют привлекательность для банков

Автор фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Кубединов

На фоне общего снижения ставок по депозитам сезонные вклады стали менее доходными. Региональные банки и госбанки сбавляют свою активность в этом сегменте.

Российские банки с началом лета запустили сезонные летние вклады. За счет этого продукта они отчасти решают проблему сезонного снижения активности вкладчиков, которые выводят деньги со счетов для того, чтобы потратить их в отпуске.
Таких вкладчиков банки привлекают повышенной ставкой. Доходность по сезонным вкладам, как правило, выше, чем у обычных, примерно на 1% годовых, делится наблюдениями аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.

Спасти сезон

Лето — это так называемый низкий сезон на рынке депозитов. Многие россияне уезжают на курорты и тратят средства на отдых. "Вклады с промоставками являются эффективным инструментом, который позволяет банкам привлекать средства вкладчиков в летние месяцы", — констатирует вице–президент, директор по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григорий Бабаджанян.
Также сезонные вклады банки используют для управления ликвидностью. Например, чтобы равномерно развести по срокам погашения весь пул вкладов. "Так как традиционно летний сезон достаточно вялый, чтобы у банков не возникало повышенной волатильности при одновременном завершении сроков по портфелю вкладов, например, в IV квартале, необходимо обеспечить равномерное открытие новых вкладов в течение календарного года", — поясняет младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Вячеслав Путиловский.
Помимо ставки, банки пытаются заинтересовать клиентов бонусами, например частичной оплатой заграничных туров, оформлением полиса инвестиционного страхования жизни и т. д.
Некоторые банки не обошли стороной тему мундиаля и запустили вклады с футбольной тематикой к чемпионату мира. Например, свой единственный сезонный вклад запустил Сбербанк в честь победы сборной России в день открытия чемпионата мира по футболу.

Ставки упали

На фоне общего снижения ставок по депозитам популярность сезонных вкладов тоже падает. Сезонные вклады становятся менее доходными, так как сужается спред и между обычными срочными вкладами и сезонными предложениями от кредитных учреждений. Так, если год назад этот спред составлял почти 2%, то сейчас он сузился в среднем до 1%.
В итоге доходность по краткосрочным вкладам на 1–3 месяца сейчас находится в пределах от 4,6 до 5,5% годовых. Полугодовые депозиты приносят до 5,7–5,9%, вклады на 9 месяцев — до 5,8–6%, а депозиты на 1 год могут давать доходность до 6,1%. Сезонные вклады на 1–3 месяца принесут, соответственно, около 5,5–6,5%, приводит данные Алексей Коренев.
По сезонному вкладу Почта Банка ставка в среднем на 0,3% выше, чем по вкладам базовой линейки. У банка "Уралсиб" — на 0,3–0,5%. "Мы рассчитываем на повышенный интерес клиентов и значимый объем привлечения, считаем, что сезонные вклады традиционно привлекают в банк новых вкладчиков, что особенно интересно банку", — говорят в "Уралсибе".

Кто-то не хочет, а кто-то — не может

Чтобы привлечь вкладчиков, несмотря на снижение ставок, банкиры фиксируют ставки на ряд депозитов. Так, Связь–Банк с конца 2017 года начал предлагать клиентам зафиксировать повышенную ставку, заключив договор по сезонному вкладу, на более длительный срок (до 1,5 года).
Меняется и структура рынка сезонных вкладов. Большинство банков, устраивающих летние акции из года в год, — это крупные игроки рынка. Но этим летом часть банков, например ВТБ, не пошли на этот маркетинговый шаг. Аналитики считают, что статус госбанков, высокая надежность и большое количество офисов обеспечивают эти банки большим количеством вкладов с низкой ставкой, и сезонные предложения им не нужны.
Тем временем средние и небольшие банки тоже сбавляют свою активность в этом сегменте, но по другой причине. Для большинства некрупных кредитных учреждений повышение ставки даже на 1% делает нагрузку на привлеченные пассивы чрезмерно высокой, делает вывод Алексей Коренев.
Условия по сезонным вкладам в российских банках
Источник: данные "ДП"