Суда построят вместе. ОСК собирается перевести верфи Северо–Запада на новый принцип работы

Автор фото: Сергей Мельников
Директор департамента технического развития ОСК Сергей Ляшенко

ОСК собирается перевести верфи Северо–Запада на новый принцип работы, чтобы сократить инвестиции в 3,5 раза. Однако сами верфи сомневаются в успехе идеи.

Концепция распределенной верфи основана на кооперации: части корабля или судна параллельно создаются сразу на нескольких предприятиях, после чего соединяются в конечном пункте сборки. Эта идея возникла еще несколько лет назад, однако только в мае 2018 года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) официально сформулировала основные направления развития корпорации, и теперь распределенная верфь реально может стать основным принципом работы крупных судостроителей Северо–Запада.

Сокращение инвестиций

Как признается руководство ОСК, решение перейти на концепцию распределенной верфи было принято после того, как президент РФ Владимир Путин поставил задачу нарастить долю гражданской продукции в общем объеме производства ОСК до 50% — и это в условиях оптимизации бюджета всей корпорации. Инвестировать в развитие производственных мощностей всех предприятий, входящих в ОСК, у организации нет возможности. Поэтому было принято решение минимизировать издержки за счет кооперации верфей.
"Инвестиции будут идти только на развитие действительно необходимых нам мощностей", — рассказывает директор департамента технического развития ОСК Сергей Ляшенко. По его словам, в Северо–Западном регионе при текущем объеме производства многие предприятия имеют переизбыток мощностей. В случае их кооперации пропадет необходимость вкладывать деньги в производственную линию одного предприятия, если точно такая же уже хорошо развита на соседней верфи. Президент ОСК Алексей Рахманов прогнозирует сокращение инвестпрограммы судостроительных предприятий Северо–Запада в 3,5 раза при переходе на новую концепцию. При этом объем инвестиций он не называет.

Скепсис судостроителей

Не все предприятия, входящие в состав корпорации, разделяют оптимизм руководства ОСК. Некоторые эксперты отрасли, опрошенные "ДП", считают, что идея распределенной верфи сама по себе дорога и может быть реализована еще очень нескоро. Для превращения заводов в единую сборочную площадку, на которой каждый занимался бы какой–то частью корабля или судна, необходимо внедрить на всех предприятиях унифицированное оборудование, научить конструкторские бюро разрабатывать унифицированные чертежи. То есть сначала нужно провести очень глубокую модернизацию всех предприятий корпорации.
Ряд экспертов высказали скепсис в отношении идеи распределять работу по выполнению одного заказа между несколькими верфями. "Предприятие должно быть самодостаточным, если мы не хотим потом зависеть от срывов поставок или работ и ставить под угрозу выполнение гособоронзаказа. Необходимо, чтобы на заводе существовало производство полного цикла", — считает топ–менеджер одного из заводов корпорации, пожелавший остаться неназванным. При этом он замечает, что заводы и сейчас вступают в кооперацию между собой, помогая друг другу выполнять какие–то работы.
Представитель другой верфи, также пожелавший остаться инкогнито, рассказал, что некоторые судостроители иронизируют над идеей распределенной верфи и частично сравнивают ее с предложением нескольким разным женщинам родить одного ребенка за месяц.

Развитие событий

Самый очевидный вариант воплощения идеи распределенной верфи, предложенной ОСК, — кооперация Адмиралтейских верфей, Балтийского завода (у него развит корпусообрабатывающий цех) и Северной верфи, где сейчас активно идет строительство эллинга для создания крупных судов. Помимо того, что эти предприятия могут дополнять друг друга с точки зрения технологий и мощностей, они близки территориально. Также петербургские верфи могут успешно кооперироваться и с Выборгским судостроительным заводом.
В качестве примера совершенствования отдельных направлений на конкретном предприятии руководство ОСК приводит Средне–Невский судостроительный завод. Развивать его планируют как центр композитного судостроения не только для производства композитных кораблей и судов, но и для поиска и привлечения передовых технологий.
"Если предприятие специализируется на отдельной компетенции, сроки производства продукции и ее себестоимость уменьшаются", — считает Сергей Ляшенко.