Железнодорожники затягивают открытие участка дороги в Финляндию

Автор фото: Сергей Коньков

Энергетики отчитались, что произвели технологическое присоединение нового участка железной дороги Лосево — Каменногорск. Железнодорожники надеются с помощью дороги разгрузить существующие участки пассажирского и грузового сообщения в направлении Финляндии в пользу "Аллегро". Однако им требуется дополнительно 1,79 млрд рублей, чтобы начать эксплуатацию ветки.

Вчера, 20 июня, входящее в группу "Россети" ПАО "Ленэнерго" отчиталось о вводе в эксплуатацию подстанции "Ромашки" в Приозерском районе Ленобласти.
Строительство энергообъекта, рассказывают в "Ленэнерго", позволило закончить технологическое присоединение к сетям нового отрезка железной дороги Лосево — Каменногорск. На подстанции установлены два силовых трансформатора по 6,3 МВА каждый и смонтировано открытое распределительное устройство входящего напряжения 110 кВ. Подстанция питает объекты Октябрьской железной дороги и населенные пункты сельсовета Ромашки.

Паровозик из "Ромашек"

Проект строительства "Ромашек" появился еще в 2014 году. В 2015 году "Ленэнерго" объявило о готовности выполнить технологическое присоединение для нужд РЖД в общей сложности пяти подстанций.
В 2015 году энергетики увеличили мощность подстанции 330 кВ "Каменногорская" на две линейные ячейки по 110 кВ. "Каменногорская" работает с 1973 года и подает на подстанции Выборгского района ток Северо-Западной ТЭЦ.
В планах энергетиков на 2018 год значится реконструкция выборгской городской подстанции 35 кВ и выборгской районной подстанции 110 кВ, а также на 2019-й — подстанции "Саперная" 35 кВ, которая охватывает в том числе станцию Лосево.
Техническая эксплуатация участка Лосево — Каменногорск была начата еще летом 2017 года. В июне по строящейся железнодорожной линии прошел первый полносоставный грузовой поезд на тепловозной тяге, а движение поездов на электротяге началось в августе того же года.

Две тысячи замечаний

Участок железной дороги признан годным для железнодорожных перевозок с ограничениями. Рабочая комиссия выявила 2 тыс. замечаний к объекту, которые, согласно утвержденному графику, должны быть устранены до конца 2018 года.  
В Ленинградском областном управлении транспорта добавили, что строительство пути считается незавершенным — в частности, из-за отсутствия полного подключения к электросетям.
Источник, знакомый с ситуацией, уверяет, что проблема в первую очередь в нехватке денег у самих РЖД, в том числе на запуск тяговых подстанций.
Строительство ветки Лосево — Каменногорск — Выборг длится с 2009 года. Новая дорога должна была перенести растущий в то время грузопоток к портам Финского залива и освободить существующую магистраль Санкт-Петербург — Бусловская для движения пассажирских поездов "Аллегро" в сторону Финляндии. В рамках проекта были реконструированы и расширены участки Каменногорск — Выборг и Сосново — Лосево-1, а также построен новый участок Лосево — Каменногорск длиной 62 км. Пропускная способность нового участка, согласно планам РЖД, должна составить около 60 млн тонн в год с возможностью роста до 100 млн тонн.
Стройка затянулась и из-за влияния инфляции: произошло удорожание проекта, признал Минтранс РФ в 2016 году. Правительство посоветовало найти источник для покрытия дефицита в 1,79 млрд рублей. В марте 2018 года министерство предложило РЖД перебросить эту сумму с реконструкции участка имени Максима Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская Краснодарского железнодорожного узла.
Почти 10 лет стройки сопровождались протестами экологов и местных жителей. Причина — вырубка леса на Карельском перешейке и близость полотна к жилой зоне. "Проблемы появились у жителей поселков Лосево и Варшко, чьи дома попали в полосу отвода", — рассказал "ДП" координатор общественной организации "Новый экологический проект" Алексей Травин. — У кого-то дом теперь стоит под насыпью, другой пошел трещинами в процессе забивки свай — собственники сейчас судятся за компенсации".
Справка
Проект железнодорожной ветки Выборг —Каменногорск — Лосево реализуется в рамках государственно-частного партнерства с участием Инвестиционного фонда РФ и ОАО "Российские железные дороги". Согласно протоколу совещания президента РФ с руководством ОАО "РЖД" 9 ноября 2012 года, строительство двух участков Выборг — Каменногорск и Сосново — Лосево-1 оценивалось более чем в 30 млрд рублей.