Юрист сезона Дарья Борисова: "Нам надо было выстроить всю сделку за три недели"

Автор фото: Сергей Ермохин
Партнер ЮБ "Григорьев и партнеры" Дарья Борисова

Партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры" Дарья Борисова эффектно применила новое положение Гражданского кодекса об опционах для быстрой "упаковки" и продажи 4–этажного здания рядом с пл. Восстания с параллельным заключением с КИО договора аренды прилегающего участка.

Дарья, что за здание у пл. Восстания вы продавали? Чье, кому и почем?
— Это 4–этажное здание в непосредственной близости от площади, но конкретный адрес я назвать не могу, так как связана обязательствами по неразглашению. Равно как и стороны сделки и ее сумма — это тоже конфиденциально.
Ну хоть больше миллиарда рублей?
— Меньше.
А больше 500 млн?
— Это уже секрет.
В чем была сложность сделки?
— В первую очередь в очень сжатых сроках. Нам надо было выстроить всю сделку за 3 недели. Во вторую — в наличии трех собственников, каждый из которых владел долей во всем здании.
Это были граждане или юрлица?
— Все три собственника были юридическими лицами. И третьей сложностью было то обстоятельство, что два собственника продавали доли в здании напрямую, а третий продавал само юрлицо с находящейся на балансе долей. И параллельно сделке этот третий собственник находился в процедуре заключения договора аренды с комитетом имущественных отношений Петербурга на прилегающий к зданию земельный участок, находящийся в собственности города. Процедура эта была довольно длительной, и покупатель должен был ждать ее окончания и только потом вступать в права собственности на юрлицо — чтобы не ломать правовую конструкцию в отношениях с КИО.
Разумеется, платежи тоже были растянуты во времени: первый платеж был самым существенным, затем последующие платежи — по этапам сделки.
Соответственно, и покупателю нужны были гарантии последующего исполнения сделки продавцом, и продавцам — гарантии своевременного получения всех платежей.
Да уж, непростая ситуация.
— Да. И здесь нам помогла относительно новая норма ГК, заимствованная из английского права, — опцион на заключение договора. По нему есть небольшая практика, однако судебных дел (в общем–то, это и к счастью) единицы.
Разумеется, сначала мы использовали все старые добрые гарантии, в первую очередь залоги. И первые два собственника ими и удовлетворились: доли перешли в собственность покупателя, но до полной оплаты находятся в залоге у продавцов.
А третий продавец, у которого сделка была растянута во времени, должен был и сам гарантировать покупателю исполнение своих обязательств.
И помимо залогов мы использовали опцион, который получил покупатель.
По этому опциону покупатель имел право по истечении определенного срока оформить право собственности на продаваемое юрлицо у нотариуса даже в том случае, если продавец со своей стороны не совершит необходимых для этого действий.
И что же, нашелся продвинутый нотариус, который в это вписался?
— А вот это была четвертая сложность. Нам пришлось перебрать половину городского нотариата, чтобы найти человека, который оказался готов взяться за это дело. Однако мы справились и с этим.
> Основано в 2001 году адвокатом Александром Григорьевым.
> Оборот в 2016 году — 80 млн рублей, объем оказанных юруслуг — 39,9 тыс. часов.
> Численность команды — 24 юриста (включая четырех партнеров).
> Основные практики: разрешение споров (31 млн рублей), банкротство (10 млн), недвижимость и строительство (6 млн).