Солидная прибавка к выручке

Частные лаборатории стабильно растут, развиваются по франшизе и расширяют сотрудничествос государственным сектором.

Рынок частной лабораторной диагностики в Петербурге и Ленинградской области сохраняет стабильный рост.
По оценкам лидера рынка Лабораторной службы "Хеликс", за 2017 год он вырос примерно на 7%, общий объем рынка в денежном эквиваленте оценивается в 5,1 млрд рублей по сравнению с 4,8 млрд в 2016–м.
В лаборатории "Инвитро" отмечают, ссылаясь на данные BusinessStat, что натуральный объем рынка Петербурга в 2017 году при этом вырос только на 1,9%. Однако и по этому показателю он сохранял рост на протяжении практически всего периода с 2013 по 2017 год.
Исключение составил только 2015 год, когда произошло незначительное снижение под влиянием кризиса и сокращения реальных доходов населения. Объяснение стабильности рынка частной лабораторной диагностики прежнее — низкий уровень конкуренции со стороны государственных медицинских организаций при одновременно доступной цене самих исследований.
Уже несколько лет среди частных лабораторий уверенно лидируют три компании: Лабораторная служба "Хеликс", "Инвитро" и Северо–Западный центр доказательной медицины (СЗЦДМ).
По оценкам участников рынка, они контролируют около 75% рынка. Сильнее всего прибавили в выручке два лидера, которые развиваются в том числе по франшизе, — оборот "Хеликса" вырос более чем на 30%, "Инвитро" — на 28,5%.
Выручка СЗЦДМ от лабораторных услуг за год увеличилась на 10%. В 2017 году СЗЦДМ открыл два новых подразделения в Петербурге и один в Гатчине, а в текущем планирует запустить еще два многопрофильных центра и один по партнерскому соглашению.

Второй эшелон

Не менее 15% рынка (а это почти 800 млн в год в денежном выражении) делят между собой более 10 компаний: "СитиЛаб", "Гемотест", "Риат", "Биотехмед", "Медлаб" и пр. Многие мелкие игроки уходят с рынка, а их клиентопоток перераспределяется между крупными федеральными игроками.
"Текущая экономическая ситуация и ужесточение конкуренции требуют от участников рынка услуг высочайшего качества, современных онлайн– и офлайн–сервисов — и все это по приемлемым ценам, — говорит Юрий Андрейчук, генеральный директор Лабораторной службы "Хеликс". — Позволить себе следовать всем этим требованиям могут только крупные компании — разработка и внедрение современных ИТ–решений, возможность легко интегрироваться с информационными системами партнеров и клиентов, в том числе государственных, автоматизация бизнес–процессов посредством ИТ требуют капитальных вложений".
Одновременно с этим растет конкуренция со стороны крупных медицинских холдингов, развивающих свои лаборатории. В этом году впервые в топ–5 вошел Медицинский центр "XXI век", в котором на лабораторные услуги сегодня приходится 10% выручки. Можно предположить, что в топ–10 также уверенно входит клиника "Скандинавия", которая имеет больше 10 лабораторных пунктов (данные по выручке от направления в компании не раскрывают), а также другие многопрофильные медицинские центры.

Время франшизы

Отмечая высокий уровень конкуренции на рынке, игроки говорят, что заходить на него с новым брендом становится все сложнее. В связи с этим возрастает популярность франшизы. Кроме "Хеликса" и "Инвитро" с ней работают такие федеральные игроки, как "Гемотест", "СитиЛаб" и др.
"Рынок франчайзинга в России в целом стал более упорядоченным, регламентированным и прозрачным, — продолжает Юрий Андрейчук. — Появились четкие правила игры, благодаря чему работать по франшизе стало более безопасно как для франчайзи, так и для франчайзера. Несмотря на насыщенность Северо–Западного региона диагностическими центрами "Хеликс" (у компании открыто 127 центров по СЗФО), востребованность нашей франшизы со стороны предпринимателей в данном регионе не спадает. В 2017 году под брендом "Хеликс" в Петербурге и Ленобласти было открыто 14 новых точек, почти вдвое больше, чем в предыдущем году".

Слово за государством

Участники рынка также ожидают дальнейшего развития направления государственно–частного партнерства, оценивая его потенциал для лабораторной диагностики как очень высокий, тем более что многие компании готовы выстроить эту работу "под ключ" в любом регионе.
По их мнению, сближение частных компаний с государственным сектором, а также экономическая стабильность будут способствовать дальнейшему росту рынка частной лабораторной диагностики.
"Одним из факторов роста рынка частных медицинских услуг является большая вовлеченность частной медицины в сегменты государственного сектора, в частности увеличение доли в ОМС, — говорит Марина Красичкова, генеральный директор СЗЦДМ. — Но основной фактор развития рынка платной медицины, равно как и основной барьер, — это рост реальных доходов населения. Если его удастся обеспечить на заявленном уровне, то можно ожидать роста рынка частной медицины на 5–10%. Кроме того, имеется еще ряд факторов, которые могут способствовать росту: увеличение продолжительности жизни и ориентация на здоровый образ жизни, следствием чего является рост спроса на превентивную медицину и готовность пациентов платить за качество и комфорт".