Тариф "Высокоинвестиционный". Петербургские энергетики хотят освоить 200 млрд рублей потребителей с помощью проекта Минэнерго на 4 трлн

Глава Минэнерго Александр Новак
Автор фото: Владислав Шатило/TASS
Глава Минэнерго Александр Новак
Автор фото: Владислав Шатило/TASS

Петербургские энергетики хотят сохранить высокую инвестнадбавку к тарифу и освоить 200 млрд рублей из платежей потребителей, опираясь на проект Минэнерго ценой больше 4 трлн.

Минэнерго опубликовало проект модернизации теплоэлектростанций России, подразумевающий ежегодное обновление 4 ГВт мощности до 2035 года. Общая стоимость программы оценена в 4,3 трлн рублей под гарантии бюджета.

Бесконечная мощность

Первый конкурсный отбор объектов, которые должны быть введены в 2022–2024 годах, состоится до 1 ноября. Требования к проектам модернизации: возраст котлов — старше 40 лет, выработка турбин — от 100 тыс. часов, установка 90% российского оборудования, норма доходности — 14%. Выплаты потребителей гарантируются госбюджетом. Штраф за опоздание со вводом отремонтированного объекта — 25% от разницы между ожидаемым платежом для модернизируемой генерации и ставкой на рынке.
Теплоэлектростанции дают около 70% мощности электроэнергетики страны (160 из 225 ГВт). К 2035 году, по данным Минэнерго, ресурс работы исчерпают 129 ГВт теплогенерации. Договоры предоставления мощности (ДПМ), заключавшиеся после реформы электроэнергетики 2008 года и гарантировавшие высокие тарифы, у объектов теплогенерации заканчиваются в 2020–х годах.
То есть должны были бы высвободиться гарантированные ДМП 1,5 трлн рублей, заложенные в тариф на электро– и тепловую энергию.
Анатолий Чубайс в 2003–2006 годах обещал постепенное падение тарифов после 2008 года, когда должна была начаться приватизация генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Однако, согласно данным Института проблем естественных монополий, за 10 лет цены на электроэнергию для промышленности выросли в 2,7 раза, для физлиц — в 3,8 раза.
В Петербурге и Ленобласти сейчас работают 12 ТЭС совокупной мощностью 7,81 ГВт, которые, соответственно, могут претендовать на 5% от общей стоимости проекта Минэнерго (200 млрд рублей). Большинство ТЭС контролируются "Газпром энергохолдингом" через ПАО "ТГК–1" (восемь ТЭЦ в черте Петербурга) и ПАО "ОГК–2" (самая крупная в Ленобласти Киришская ТЭЦ), их совокупная мощность 6,28 Гб. Годы ввода этих ТЭС в эксплуатацию — от 1897–го до 1978–го, то есть как минимум часть мощностей соответствует требованиям Минэнерго.
В "Газпром энергохолдинге" "ДП" подтвердили свою заинтересованность. "Детали программы сейчас анализируются, подача заявок на конкурс будет зависеть от этого анализа, — говорят в компании. — По предприятиям группы планируется повысить эффективность не менее 3 ГВт мощности, в том числе в Европейской части РФ".
Еще три ТЭС в регионе (подконтрольная петербургскому КИО Юго–Западная ТЭЦ, Северо–Западная ТЭЦ "Интер–РАО" и Колпинская ТЭЦ компании "Ижора–Энергосбыт") запущены в 2000–2014 годах и формально не могут участвовать в программе.
"У нас нет планов по модернизации оборудования на Северо–Западной ТЭС в рамках этого проекта, — подтвердил заместитель гендиректора "Интер РАО — Управление электрогенерацией" Владимир Князев. — По меркам энергетики станция считается новой".

Выгодно кредиторам

Что касается ТЭС Петербурга и Ленобласти, они должны во чтобы то ни стало выигрывать конкурсы Минэнерго. У ТГК–1, уверяет представитель миноритарных акционеров компании, около 1,7 из 4 ГВт мощности построены в 2006-2015 годах и работают по договорам предоставления мощности, действие которых заканчивается в 2021-2023 годах.
"Новые мощности по ДПМ чаще всего вводились на заемные средства, и на модернизацию остальных мощностей денег, скорее всего, просто не оставалось, — говорит акционер ТГК–1 Стэфан Геращенко. — И это несмотря на то, что платеж за мощность по ДПМ в 5–6 раз выше средней цены мощности на оптовом рынке. Это было невероятно выгодно крупным инвесторам, они же кредиторы энергокомпаний. Ясность анонсируемой сейчас программы модернизации мощностей по эффективности для акционеров ТГК-1, в том числе миноритарных, отсутствует чуть более чем полностью".
Потребители сомневаются, что необходимо модернизировать ТЭС за счет спецнадбавок к тарифу, а не собственных ресурсов энергокомпаний. Пользы для экономики проект стоимостью свыше 4 трлн рублей не предусматривает, считают в ассоциации "Сообщество потребителей энергии", включающей предприятия, потребляющие суммарно около половины российского объема промышленного электропотребления, в том числе "дочки" ТНК–BP и "Роснефти", "Сибур", пивоваренная компания "Балтика" и другие.
"Инициатива Минэнерго, как и давние идеи Чубайса, основана на ложных посылах о грядущем дефиците мощности электростанций, который на деле не просматривается в ближайшие 10–15 лет, — рассуждает заместитель директора ассоциации Валерий Дзюбенко. — У энергетиков есть деньги на дивиденды, на покупку конкурентов, на выкуп своих акций, но обновлять активы они хотят за счет нерыночных доплат сверх текущих цен и тарифов".