Наскребли на покупки. В Петербурге впервые за последние годы вырос спрос на товары не первой необходимости

Автор фото: Станислав Красильников/ТАСС
Автор фото: Станислав Красильников/ТАСС

Петербуржцы устали экономить. Ретейлеры отмечают рост потребительского оптимизма. Увеличивается спрос на товары не первой необходимости и более дорогие бренды. Основные причины перемен — отложенный спрос, повышение доходов и вера потребителей, что хуже уже не будет.

На непродовольственном рынке впервые за последние годы наметилось восстановление. Люди поверили, что хуже уже не будет, и увеличили свои траты. Эксперты основными причинами перемен называют небольшой рост доходов, реализацию отложенного спроса, а также рост кредитования.
Как подсчитали в GfK, индекс потребительских настроений в Северо–Западном регионе составил 103 пункта по итогам первого полугодия 2018–го, в среднем по 2017 году он составлял 99 пунктов. "Хотя потребители СЗФО традиционно настроены пессимистичнее жителей других регионов, в июне 32% потребителей СЗФО сообщили, что сейчас хорошее время для крупных покупок, тогда как в целом по России — 29%", — говорит Петр Залесский, руководитель проекта GfK Omnibus.
Хотя говорить о росте рынка пока рано, в основном непродовольственный сегмент пока не достиг своего докризисного объема, однако есть обнадеживающие признаки: растут затраты на товары не первой необходимости: автомобили, путешествия и одежду, на которых в первую очередь экономили в 2015 году. Так, в январе–мае 2018 года, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в Петербурге на 23%, до 60,6 тыс. автомобилей, выросли продажи новых легковых авто по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Так, в мае рост продаж составил 21%, были куплены 13,4 тыс. новых автомобилей.
Главной причиной ощутимого прироста Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб", называет низкую базу предыдущих периодов. По его данным, сейчас объем рынка на четверть меньше показателей 2013 и 2014 годов. "Рост продаж начался только в прошлом году, и он не был взрывным, поэтому было очевидно, что он продолжится и в 2018 году", — рассказывает Михаил Чаплыгин. При этом он ожидает, что во втором полугодии рост замедлится. В числе других факторов роста автомобильного рынка он называет государственные программы поддержки и новые массовые модели, которые вышли на рынок в последние 2–3 года: Lada Vesta и Lada Xray, Hyundai Creta, обновленные Hyundai Solaris и Kia Rio. По данным Объединенного кредитного бюро, объем выданных автокредитов в Петербурге за 5 месяцев 2017 года составил 11,1 млрд рублей, в этом году он вырос на 23,4% — до 13,7 млрд рублей.

Нарядился и улетел

В то время как крупные туроператоры "Натали Турс", DSBW–Tours и "Аврора БГ" объявляют о прекращении работы, ссылаясь на рост затрат, в частности подорожавшие авиаперелеты, агрегаторы поездок отчитываются о росте количества путешественников этим летом. Так, продажи авиабилетов по зарубежным направлениям с вылетом из Петербурга через сервис OneTwoTrip выросли более чем на 20%. И это несмотря на то, что средняя стоимость авиабилетов туда–обратно из Петербурга по зарубежным направлениям тоже выросла — на 16% — с 19,6 тыс. до 22,9 тыс. рублей, подчеркивают в OneTwoTrip.
На рынке fashion ситуация более неоднозначная — объем продаж одежды пока стабильный. В Melon Fashion Group (бренды Befree, Zarina, Love Republic) отмечают рост среднего чека и частоты покупок. Но о росте благосостояния делать выводы преждевременно, считают в компании и основной причиной своего успеха называют востребованные коллекции и стратегически верные маркетинговые кампании. Обнадеживает игроков изменение предпочтений покупателей. Так, в "Эконике" говорят о росте продаж премиальной линии Alla Pugachova, доля которой выросла с 10 до 20%.
Аналогичные процессы происходят в сегменте бытовой техники: потребители переключаются на более дорогие модели и бренды. "За несколько кризисных лет потребители уже испытали дешевую технику и вернулись к более надежной", — говорят эксперты. "Клиенты возвращаются к топовым брендам. Если в кризис покупали пилы китайских производителей, то теперь это снова Bosch и Makita", — говорит Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт". Марина Савкина, управляющая филиалом "Связной|Евросеть" на Северо–Западе, говорит, что "сегодня треть продаваемых в регионе смартфонов — это устройства среднего и высокого ценовых сегментов, их средняя цена уже достигла 16 тыс. рублей (выше только в Москве); в июне прирост продаж смартфонов стоимостью выше 50 тыс. рублей составил 58%".

Привыкли жить плохо

Причина позитивных перемен — в некотором увеличении доходов, считают эксперты. Так, в РОМИР говорят о сезонном снижении индекса покупательской активности и одновременном росте индекса свободных денег. "Он резко вырос в июне, на 19% по отношению к маю и на 22% по отношению к среднегодовой величине. Отчасти причина в том, что доход россиян в июне был заметно выше", — говорит Андрей Виль, заместитель директора по коммуникациям РОМИР.
Согласно данным официальной статистики, реальные располагаемые доходы россиян, то есть деньги, которые остаются у населения после выплаты обязательных платежей, скорректированные на величину инфляции, в этом году растут впервые после 4 лет сокращения. Так, например, в апреле прошлого года падение реальных доходов в России отбросило их на уровень 2009 года.
Ситуация улучшается с начала этого года. Так, на 4,4% доходы россиян в годовом выражении выросли в феврале, на 4,7% — в марте и на 5,7% — в апреле. В мае рост замедлился до 0,3% в годовом выражении. Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что рост реальных доходов населения в этом году составит от 3,4 до 3,9%. В Петербурге ситуация аналогичная, с февраля доходы горожан растут. В феврале реальные доходы населения в Петербурге в годовом выражении выросли на 4,3%, в марте — на 11,4%, в апреле — на 4,6%, подсчитал "Петростат".
Те же, кто не накопил на покупки, обращаются к займам. Так, в январе–мае 2018 года сумма выданных россиянам потребительских кредитов увеличилась на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В Петербурге сумма выданных потребительских кредитов за тот же период увеличилась на 20,6% по сравнению с январем–маем 2017 года, подсчитали в НБКИ.
В GfK говорят, что на настроение потребителей влияет отложенный спрос, а также тот факт, что потребитель привык к текущей ситуации и теперь рассматривает ее как норму. Впрочем, уверенность покупателей может оказаться преждевременной. В начале июля Bank of America предупредил об угрозе повторения кризиса 1998 года, когда в Азиатском регионе случился мировой экономический кризис, а в России — дефолт. О рисках новой рецессии ранее предупреждал и Всемирный банк.
На рынке Петербурга, как и России, спрос смещается из бюджетного сегмента до 10 тыс. рублей в средний (10–20 тыс. рублей). В нем широкий выбор моделей и производителей, а сами устройства заметно функциональнее бюджетных моделей. Доля этого сегмента выросла с 25% в прошлом году до трети рынка в деньгах в этом году. За счет программ рассрочек покупателям стало легче приобрести современный смартфон. Так, в Петербурге у нас каждый четвертый смартфон покупают в кредит, а в сегменте дороже 40–50 тыс. рублей доля кредита может достигать 40%. Другой фактор роста продаж — выход сразу нескольких флагманов, очень востребованных среди жителей Петербурга.
Сергей Сухоруков
руководитель департамента "Мобильная техника" в "М.видео"
Траты потребителей на бытовую технику несколько выросли. По нашим оценкам, прирост составил около 17%. К концу 2018 года, к сезону распродаж, этот показатель может еще вырасти. Среди бытовой техники наибольшей популярностью пользуются товары средней ценовой категории и брендов среднего уровня. В целом потребитель стал умнее — многие ищут и сравнивают цены, перед тем как сделать покупку. Петербургский потребитель отличается экономным подходом, здесь не гонятся за топ–моделями. Покупают, когда спадает ажиотаж.
Алексей Банников
гендиректор ГК "Фотосклад"
Средний чек у нас растет по сравнению с прошлым годом примерно на 5–7% благодаря увеличению количества позиций в чеке (покупки стали более комплексными) и смещению спроса в сторону более дорогих позиций. Мы практически уже распродали самые дорогие модели платьев. В целом же есть четкое понимание, что покупательское поведение уже точно не станет докризисным. Потребитель не так просто расстается с деньгами, ему нужно больше времени для совершения покупки.
Анна Сироткина
коммерческий директор сети магазинов Baon