Город набережных: бизнес обсудил свое участие в обустройстве зон отдыха

Автор фото: редакция "ДП"

Ежегодно бюджет Петербурга тратит большие деньги на содержание, ремонт и строительство набережных. В последние годы к работе подключается бизнес.

Сегодня набережные становятся частью крупных девелоперских проектов Петербурга и возводятся застройщиками жилья за свой счет.

"ДП": Сколько набережных в городе приведено в порядок и сколько еще предстоит благоустроить?

Андрей Кочин, первый заместитель директора СПб ГБУ "Мостотрест":

— В городе порядка 200 км набережных, одетых в гранит либо имеющих другие типы облицовки. И город постоянно уделяет внимание ремонту набережных. Из общего числа берегозащитных сооружений ремонт требуется приблизительно 5%, остальные находятся в технически исправном состоянии. К слову, межремонтный срок службы набережных составляет до 60 лет. Не так давно был выполнен капитальный ремонт участка Арсенальной набережной и небольшой части Свердловской набережной. Вскоре будет отремонтирован оставшийся участок Свердловской набережной от Пискаревского пр. до Малоохтинского моста.

"ДП": Каковы основные проблемы содержания набережных?

— Она обусловлена географическим расположением нашего города в дельте Невы. Он подвержен наводнениям. Особенно вредят наводнения в зимний период. Из–за них мы фиксируем оторванные гранитные плиты, которые ледовым полем выносятся в акваторию Невы и других рек города.
Также мы сталкиваемся с рядом нюансов, связанных с историческими набережными, расположенными в центре города. Не назову их трудностями или проблемами, это скорее особенности, которые оказывают влияние на срок их службы. Дело в том, что фундамент таких набережных сделан из деревянных конструкций. И в случае понижения уровня грунтовых вод он начинает гнить.
Помимо того, на фундаменте устроена бутовая кладка, она является также основанием для гранитной облицовки. А что такое бут? По сути — это известняк, который подвержен разрушению от циклов замораживания и оттаивания. А в историческом центре города примерно 30% набережных имеют в основании такую кладку. Постепенно участки исторических набережных перестраиваются. Последний объект, введенный в эксплуатацию в июне, — участок набережной реки Фонтанки: левый берег от Обуховского моста до дома 112 по Московскому пр.

"ДП": Есть инвесторы, которые готовы вкладывать средства в городские набережные?

— Могу назвать проект "Балтийская жемчужина". В рамках возведения жилого микрорайона были построены порядка 4 км набережных и четыре моста, которые были переданы городу по инвестиционному соглашению. Также спонсируется инвесторами строительство набережной вокруг "Лахта центра".

"ДП": Если инвесторам разрешат использовать набережные под рестораны и другую инфраструктуру, это повысит привлекательность таких проектов?

— Любая подобная территория будет притяжением для бизнеса. Важно, чтобы соблюдалось законодательство по сохранению объектов культурного наследия, которыми являются большинство набережных.

Ольга Михальченко, директор по развитию ООО "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад":

- Вопрос о том, как город должен развивать набережные, не так прост, как кажется. Дело в том, что, например, большая часть набережных, по Водному кодексу, имеет режим береговой полосы. Это чисто общественное пространство, и, даже если на смежной территории осуществляется строительство жилья, компания–застройщик не сможет инвестировать деньги дольщиков в развитие и благоустройство за границами своего участка. Заниматься набережными должен сам субъект Российской Федерации. Тем не менее в Петербурге есть примеры, когда инвесторы готовы браться за такие проекты. Проблемы на их пути следующие: отсутствие правовых оснований (в лучшем случае аренда на установку забора) и зарегулированность, а самое главное — отсутствие механизма передачи набережных. Единственный вариант — инвентаризация такого имущества, которое по факту уже создано, но это неправильно. С момента, когда город обнаружит у себя новое имущество, бремя по содержанию набережных перейдет на комитет по благоустройству. Но это временный выход, потому как город сталкивается с тем, что объекты построены без проекта, ливневой канализации нет. Нельзя забывать, что набережные — серьезный инженерный линейно–протяженный объект, и, создавая их, нужно принимать во внимание состояние прилегающей сети дорог, размещение освещения, инженерных коммуникаций. Необходим серьезный комплексный подход.
Вторая проблема — границы субъекта, которые установлены по отношению к акватории между Петербургом и Российской Федерацией. Выходить за границы субъекта даже в устройстве общественных пространств незаконно. Именно поэтому идеи города создать с нашей помощью на намывных территориях помимо протяженной двухкилометровой набережной еще и пляжи для горожан трудно, но реализуемы. Рассчитываем на поддержку и на то, что сам субъект найдет способы для решения данных вопросов и проявит инициативу.
И третье — любой инвестор был бы готов вкладывать деньги в набережные, если бы он потом мог строить там объекты и параллельно — другую полезную для всех инфраструктуру. Но не надо забывать, что у бизнеса есть ограничения по развитию таких территорий. Проблема и в том, что у нас нет способов реконструкции существующих набережных, например, в промышленных зонах. А без возможности создания капитальных объектов привлечь частные инвестиции в такие стройки невозможно. Коллеги больше меня знают, сколько стоит "метр погонный" новой набережной: до 4 млн рублей.

"ДП": Тем не менее вы планируете инвестировать в набережные.

Ольга Михальченко:

- Да, планируем. Понимаем, что территории у воды на том же намыве без усилий нашей компании не станут в ближайшее время "общественными пространствами". В утвержденном городом в 2014 году ППТ заложены стандартные планировочные решения, которые не дают возможности создать у воды нормальную среду для жизни. Поэтому мы вынуждены идти со Смольным на диалог. У нас в планах строительство нового большого района на намыве, где будет 500 тыс. м2 недвижимости, и мы заинтересованы в том, чтобы среда была комфортная.

"ДП": На Петровском острове вы тоже будете создавать набережную?

Ольга Михальченко:

- Есть задумка и проект, ищем пути его реализации. Но это очень дорого, поскольку набережная должна появиться раньше жилья. Так что в рамках изменившегося законодательства надеяться, что инвесторы массово кинутся преобразовывать прибрежные городские территории, я бы не стала. Тем более что на это есть прямой запрет в новой редакции закона. Хотя, безусловно, новые набережные Петербургу нужны, причем такие, где могли бы швартоваться корабли не только в период навигации.

Елена Лашкова, гендиректор группы компаний "Геоизол":

- Если раньше потребительская ценность квартиры определялась видом на воду, то теперь она обуславливается возможностью в том числе пришвартовать свои маломерные или крупные суда, сесть на собственный катер или водный рейсовый транспорт. И многие инвесторы "затачивали" на это покупателей жилья в своих проектах. Так было и на Леонтьевском мысу, и на Петровском острове. Но программы развития набережных, акватории Петербурга с созданием марин, к сожалению, нет. Деньги выделяются локально и к конкретным датам. А должен быть четкий план развития водной артерии — и ремонта, и новых строек. Да, в центре города набережные благоустроены. Но дальше они ужасны. А город между тем быстро разрастается. В новых районах тоже появляются дорогие дома с видом на воду. Но город набережные не приводит в порядок и инвесторов этой работой не обременяет.
Все упирается в деньги и желание. Причем деньги не космические. И у инвесторов деньги есть, но нет юридического механизма, как окупить свои вложения. Нужна плановость в этой работе от города. Пока же нет межведомственных коммуникаций, и инвесторы умирают в одиночку, пробивая для себя какие–то условия буквально лбом.

Юрий Карпенко, заместитель директора ГК "Сарос":

- В Петербурге нет ощущения, что это морской город, это прежде всего город на Неве! У нас нет морских набережных, а все набережные рек и каналов, к сожалению, с автомобильными дорогами — пешеходных зон там практически нет. Необходимо создавать места швартовки в центре города для яхт и маломерных судов, это и красиво, и прибыльно для города. Реконструировать существующие и строить новые набережные, но для людей, как пешеходные зоны, для отдыха и развлечений. Город обязательно должен участвовать в реализации таких проектов, а мы, в свою очередь, опираясь на наш опыт в освещении набережных, готовы помогать городу в этом.

Александр Свинолобов, замгендиректора ООО "Бонава Санкт-Петербург":

- Мы считаем, что нужно использовать широкие возможности города, расположенного на островах, со множеством рек и делать набережные прежде всего зонами отдыха. Современная застройка может и должна быть в первую очередь создана для людей — жителей и гостей Петербурга. Именно поэтому мы решили обустроить пешеходную набережную напротив нашего строящегося жилого квартала Magnifika.
Длина набережной составит 300 м, ширина — в среднем 20 м. На ней появятся места для встреч и отдыха, детские площадки, амфитеатр, велодорожки и велокафе, зона для настольных игр, площадка для занятий йогой и др.