Роуминг как поле боя: виртуальные операторы пытаются конкурировать с "большой четверкой"

Автор фото: Сергей Коньков

Виртуальные операторы, которые размножились в России за последний год, намерены составить конкуренцию "большой четверке" по услугам международного роуминга. Аналитики сообщают, что борьба разворачивается в среднем и низком ценовых сегментах.

Петербургское агентство TelecomDaily провело исследование тарифов и услуг, которые предлагают мобильные операторы в международном роуминге. Кроме "большой четверки" аналитики рассмотрели виртуальных операторов (они работают на сетях других компаний под своим собственным брендом), особенно много их появилось в последние 1–1,5 года. Исследователи пришли к выводу, что международный роуминг стал тем полем, на котором виртуалы хотят конкурировать с лидерами рынка.
На всех виртуальных операторов в РФ приходится около 6,6 млн абонентов, лидеры — Yota, проекты "Ростелекома" и МГТС. Всего лицензий на такую деятельность выдано несколько десятков, но заметны на рынке чуть более 10 игроков. Их предложения детально изучили в TelecomDaily и пришли к выводу, что в роуминговом сегменте выделяются банковские телеком–проекты.
"Сегодня значительную конкуренцию основным операторам в роуминге в среднеценовом сегменте составляют "Поговорим" от Сбербанка и "Тинькофф Мобайл", а в низкоценовом — только последний, — сообщает глава TelecomDaily Денис Кусков. — У "Поговорим" мы можем отметить удобные пакеты звонков и sms. У "Тинькофф Мобайл" — безлимитные мессенджеры в роуминге и прозрачность начислений, то есть абоненту не надо подключать дополнительные опции".
Сейчас упомянутые два оператора еще только начинают собирать базу, у них оценочно всего несколько десятков тысяч абонентов на двоих (официальных данных нет). "Но доля этих SIM–карт среди абонентов–роумеров потенциально может быть гораздо больше, чем в России, — уточняет Кусков. — Кроме того, конкуренты не могут не замечать влияния новичков на рынок, тем более что у банков априори хорошая аудитория".

Завлечь и сохранить

Гендиректор "Тинькофф Мобайл" Георгий Чесаков подтвердил, что компания действительно делает акцент на своих роуминговых предложениях для клиентов. "У нас есть абоненты, которые берут SIM–карту только для роуминга, — подчеркивает он. — Сейчас наша целевая аудитория — те, кто готов пробовать новое, то есть активные пользователи, а они в среднем и за границу ездят чаще". В компании намерены совершенствовать роуминговые предложения и выйти с обновлениями к новогодним праздникам.
В Сбербанке рассказали, что пока особо не продвигают роуминговое предложение, так как оператор "Поговорим" все еще находится на этапе тестирования. Но, похоже, именно роуминг собираются сделать фишкой. "Вопрос расходов на связь остро встает именно в момент пребывания за границей и подготовки к путешествию", — объясняют в Сбербанке.
2% - примерно такую долю в выручке операторов "большой четверки" составляют доходы от международного роуминга. Имеются в виду только доходы от выезжающих за рубеж россиян, не включая поступления от иностранных гостей в РФ. Речь идет о совокупности о 15-20 млрд рублей в год.

Против больших

Оба оператора, "Поговорим" и "Тинькофф Мобайл", работают на сети Tele2. В самом Tele2 говорят, что виртуальные операторы для них — дополнительная возможность выручки, а роуминг "не является высокомаржинальной услугой, это средство повышения лояльности абонентов". В МТС не видят рисков со стороны виртуальных операторов, так как считают свои тарифы и опции для международного роуминга максимально выгодными для абонентов. В "Билайне" и "МегаФоне" не стали комментировать вопросы конкуренции.
На рынке услуг роуминга с операторами "большой четверки" уже пытались конкурировать небольшие игроки. В конце 2000–х относительной популярностью у россиян, выезжающих за рубеж, пользовались туристические SIM–карты (по сути, представители иностранных операторов). Но в 2011–2012 годах, когда "большая четверка" резко снизила цены на роуминг, интерес к туристическим SIM–картам упал.
"Если сегодня строить бизнес–модель от роуминга, сложно заработать. Это ниша, а не масс–маркет. Поток туристов мал, он снижается. И большинство людей мало тратят в роуминге", — говорит Арсений Христоферзен, коммерческий директор SimTravel. Он отмечает, что, видимо, даже крупные операторы многого от роуминга не ждут, так как продвигают его этим летом с прошлогодней рекламой.
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что активное продвижение роуминговых предложений виртуальными операторами — не самый лучший знак. "Продаж таким образом не сделаешь. Те немногие люди, которые регулярно путешествуют, уже понимают, как оптимизировать расходы, — говорит Юрий Брюквин. — А вот то, что виртуальные операторы тратят силы на разработку и продвижение роуминговых предложений, означает, что основная модель в этом бизнесе — построение экосистемы — не работает".