Удаленный доктор. Нужна ли Петербургу телемедицина

Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

С 1 января в России официально разрешена телемедицина. Обычно при этом слове у многих возникает образ врача в халате, консультирующего по "Скайпу". Но на самом деле телемедицина представляет собой более широкое понятие, и в некоторых случаях во избежание врачебной ошибки она может оказаться полезным инструментом. "ДП" разбирался, что сейчас происходит на рынке дистанционных медицинских консультаций в Петербурге.

Спустя полгода после разрешения телемедицины, отмечают эксперты, рынок начал стремительно расти. Но в Петербурге не так много компаний, которые предоставляют подобные услуги.

Сложно, но важно

Условно рынок телемедицины можно поделить на два направления: онлайн-консультации врача с пациентом через различные каналы коммуникации онлайн, а также врачебные онлайн-консилиумы для корректной постановки диагноза пациенту. В этом случае часто привлекаются зарубежные специалисты.
"Телемедицина в классическом понимании — это отнюдь не консультация и назначение лечения врачом по "телевизору" через видеозвонок, как думают многие", — считает Давид Цырлин, генеральный директор компании Remote Diagnostic Support (RDS), которая специализируется на организации удаленных консультирований врачами из Израиля и Германии.
По словам Цырлина, классическая телемедицина — это не замена обычной медицине, а просто возможность для врачей интерпретировать объективные данные с неограниченным количеством специалистов, находясь в разных географических точках.
По его словам, в RDS обращаются примерно 20-30 клиентов в месяц, но все из них доходят до итоговых консультаций. В среднем услуги клиенту обходятся примерно в $3 тыс. Чаще всего обращаются по вопросам онкологии и рассеянного склероза.
Также он отмечает, что на рынке конкуренции нет, потому что телемедицина сталкивается с юридическими коллизиями. Например, заключение другого врача не может иметь в России юридической силы. За ошибку в диагнозе и за ведение пациента отвечает официальный лечащий врач.
"Американские доктора, наоборот, стараются перепроверить пациента у других специалистов. Такие же телемедицинские консультации запрашивают страховые фирмы, чтобы не переплачивать за лечение клиента. Российским же врачам, когда они получают заключение другого эксперта, это, наоборот, обычно не нравится, и они чувствуют, что им не доверяют". Таким образом, объясняет Цырлин, компания с телемедицинскими услугами выступает своеобразным адвокатом пациента и посредником между несколькими специалистами.

Почему Петербургу не до телемедицины

В Петербурге не так много учреждений, которые могут предоставить подобные услуги. Помимо RDS, например, балтийский центр телемедицины есть в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, а также у частного медицинского центра "РЭМСИ Диагностика".
Кроме того, существует проект по медицинским онлайн-консультациям петербургского предпринимателя Эрика Бровко "Мое здоровье". Проект оказался успешным, весной этого года Бровко смог привлечь в него 28 млн рублей инвестиций. Осенью компания ожидает еще 178 млн рублей от инвесторов.
В Москве подобных компаний уже гораздо больше. Евгений Самус, эксперт по маркетингу и клиентоориентированности в медицине и создатель обучающей программы по медицинскому маркетингу, считает, что проблема плохого распространения данного бизнеса является системной.
"В Москве телемедицина больше представлена, и это объясняется наличием большого количества федеральных и сетевых медицинских учреждений. Например, больница РЖД, медучреждения "Ростеха" и т.п., которые находятся в рамках одной большой системы с юридической точки зрения. Осуществить консультацию в рамках сети гораздо проще, потому что, если раньше врачи направляли пациентов из регионов для консультаций в Москву, сейчас они могут избежать направления и просто заказать консультации у тех врачей, которые находятся с ними в одной организационной структуре и получить необходимые консультативные действия и заключения оперативнее", — рассказал он.
В Петербурге же, по словам Евгения Самуса, федеральных лечебных учреждений очень мало, поэтому здесь работают "по старинке": направляют пациентов непосредственно в федеральные медицинские учреждения для более углубленного обследования.
"Важный момент, что заказчиком услуг телемедицины очень часто является не сам пациент, который вообще не знает о том, что есть возможность проконсультироваться удаленно и не ехать для обследования в Москву либо Петербург, удаленные консультации на данный момент все чаще происходят по инициативе лечащего врача", — отмечает эксперт.
В мае Петербург из-за низкого спроса покинул телемедицинский сервис Doc+. Компания предоставляла услуги вызова врачей на дом через онлайн-приложение, а также консультации с доктором в чате.

Доктор онлайн

Рынок интернет-консультаций растет весьма интенсивно. В большинстве своем медицинские онлайн-сервисы не привязаны к какой-либо географической точке, и именно это является их преимуществом, считает Денис Юдчиц, генеральный директор компании "Мобильные медицинские технологии", которая создала телемедицинские платформы "Педиатр 24/7" и "Онлайн Доктор".
"Рынок сейчас можно оценить примерно в 1 млрд рублей, в течение 3-5 лет российский рынок телемедицины достигнет 18 млрд, — считает он. — Все зависит от бизнес-модели, мировой рынок телемедицины ежегодно растет на 12%. За прошлый год страховые премии по телемедицине в розничном сегменте страхования превысили 1 млрд рублей, в 2018 году этот показатель может вырасти до 3 млрд рублей".
По статистике компании, 20% всех онлайн-консультаций делят Петербург и Москва. Цена услуг начинается от 800 рублей, длительность консультации может достигать 30 минут, но, как правило, диалог с врачом, по словам Юдчица, продолжается 15-20 минут.
"В первую очередь стоит отметить, что врачи не могут ставить диагноз и выписывать рецептурные препараты онлайн. Эффективны ли дистанционные консультации — однозначно да, особенно в условиях масштаба нашей страны, когда квалифицированных врачей так не хватает во многих регионах. Полезность телемедицинских консультаций уже проверена опытом, порядка 75% запросов решается онлайн, не требуя дополнительных очных визитов. Зачастую люди обращаются не за лечением, а за советом по уходу за детьми, плану действий, расшифровке анализов, а еще очень востребовано "второе мнение", — указывает он.
Андрей Авраменко, генеральный директор телемедицинского сервиса "Доктис", обращает внимание, что количество инвестиций в российский рынок телемедицины заметно увеличивается. Сейчас эксперт оценивает его более чем в 2 млрд рублей. "По нашим оценкам, в нашей стране начало года с точки зрения количества онлайн-консультаций врача не сильно отличалось от 2017-го, но начиная с мая 2018-го виден заметный рост, порядка 30%. Мы связываем его с активным увеличением инвестиций в рекламу со стороны участников телемедицинского рынка", — рассказал он.
Тем не менее Авраменко указывает, что для бизнеса есть и сдерживающие факторы со стороны государства. Например, нельзя получить услуги анонимно, для этого требуется обязательная аутентификация пациентов через сайт госуслуг. Также закон о телемедицине не позволяет ставить диагноз и назначать первичный курс лечения удаленно, кроме того, врач не может консультировать, например, из дома, а только находясь в медцентре.
"Перед стартом у нас было много дискуссий о возможной стоимости онлайн-консультации. Телемедицинская консультация длится, как правило, столько же, сколько и полноценный прием врача, поэтому по здравой логике и стоимость должна совпадать со стоимостью очной консультации. При этом стоимость очной консультации отдельных врачей, сотрудничающих с "Доктис", составляет свыше 5 тыс. рублей. Мы понимали, что для еще не сложившегося телемедицинского рынка, где отдельные игроки вообще предлагают услугу за 99 рублей, такая ценовая категория вряд ли будет востребована, и остановились на унифицированной стоимости консультации 1 тыс. рублей. Для того чтобы пациент понимал, за что он платит, первую консультацию мы решили проводить бесплатно", — говорит он.
По данным компании, на жителей Петербурга приходится порядка 15% телеконсультаций, на москвичей — 18%. Также, по подсчетам Авраменко, рынок онлайн-консультаций в Петербурге вырос в среднем на 42% начиная с 1 января 2018 года.
Онлайн-консультация проходит в одном из трех форматов: чат, аудио или видео, причем 85% пациентов выбирают чат-консультации. Также пациенты могут подгружать результаты анализов и лабораторных исследований, выписки из медицинской карты и другие документы.
"В целом самым популярным форматом телемедицины сегодня является медицинский консьерж-сервис. По сути, этот самый консьерж берет на себя все вопросы, которые возникают у пациента о здоровье. Консультации, как правило, оказываются по телефону, не требуя больших инвестиций в технологии. Достаточно высокий спрос сегодня существует также на разовые консультации врачей-специалистов. Отдельно выделяется телемедицина для мониторинга хронических больных, а также консультации формата "врач-врач", когда общение происходит без присутствия пациента", — объяснил он.
Также эксперт обращает внимание, что телемедицина не столько способствует продвижению медицинских услуг в труднодоступные географические районы, сколько стимулирует развитие технологий.
"Мы ожидаем бурный рост уже в следующем году с появлением новых медицинских устройств для домашнего использования, а также развитием искусственного интеллекта. Самое главное, что должно произойти, — это смещение фокуса в сторону предиктивной медицины. Стремление быть более энергичным, жить дольше, подкрепленное здоровым образом жизни и регулярным мониторингом биомаркеров, из узких кругов биохакеров перейдут в массовый тренд, и это, безусловно, большая ниша для телемедицинских сервисов", — резюмировал он.